Государственный Театр Наций начинает новый региональный проект "Театр Наций FEST...". От обычных гастролей новый проект принципиально отличается тем, что FEST будет предлагать зрителям не просто гастрольные показы нескольких спектаклей из репертуара Театра Наций, а предоставит уникальную возможность в течение нескольких дней познакомиться с различными формами деятельности театра не только спектаклями, но и музыкальными и литературными концертами, социальными проектами, образовательными программами, творческими встречами, лабораториями современной драматургии и режиссуры и т.д. Первым «выпуском» новой творческой программы станет "Театр Наций FEST в Мирном", который пройдет в октябре и ноябре в знаменитом на всю страну своими алмазами якутском городе. Проект осуществлен совместно с компанией "АЛРОСА".
В Мирном Театр Наций попытался в короткий срок показать, в каких направлениях развивается современное театральное искусство: 6 октября зрители Мирного увидели спектакль «Рассказы Шукшина», ставший визитной карточкой театра и сочетающий в себе методы традиционного драматического театра и современной европейской режиссуры (режиссер Алвис Херманис, Латвия). 4 октября был показан «Fарс-мажорный концерт для драматический артистов», в котором зрители увидели совершенно новый для них подход к работе над сценическим действием. Смесь театра, музыки, поэзии и легендарных советских шлягеров оказалась совершенно неожиданной для жителей Мирного. Помимо показов двух спектаклей, с большим успехом 5 октября прошел творческий вечер художественного руководителя Театра Наций Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой, в рамках которого актёры рассказали о своей работе, о театре, о совместном творчестве в театре и кино, и, конечно же об участии в благотворительных программах фондов "Подари жизнь" и "Артист", учредителями которых они являются.
«Театр Наций FEST» в какой-то мере является продолжением одного из важнейших проектов Театра Наций - Фестиваля театров малых городов России, нацеленного на развитие регионального театра и на создание более тесной коммуникации внутри этой сферы. Но всё же основной задачей новой программы является образовательная, и именно по этому первой точкой остановки стал отдалённый от остального континента город Мирный.
Поэтому вторая часть проекта лабораторная, заключается она в создании и представлении эскизов новых пьес молодых российских драматургов на базе местного театра «Мирнинский театр» в г.Мирном Республики Саха (Якутия). Это пьесы, посвященные истории и сегодняшней жизни Мирного.
Первый результат работы покажут мирнинской публике уже 16 октября, представление второго проекта запланирован на ноябрь. Над спектаклем о современном Мирном работают драматург Полина Бородина и режиссёр Вячеслав Тыщук, собравшие в пьесу рассказы местных жителей о том, как они оказались в закрытом «алмазном» городе, как ассимилировались здесь и обживали суровую северную тайгу с вечной мерзлотой, долгой зимой и температурным режимом от -70 до +40 С. Этот документальный материал является уникальным текстом о судьбе поселения, выросшего вокруг градообразующего алмазодобывающего предприятия «Алроса», прежде известного как «Якуталмаз», о перспективах самого Мирного, об отношениях отрезанных от мира людей, которые говорят о Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и всей остальной России: «Там, на континенте», или: «на материке».
Второй эскиз спектакля, посвященный истории города под названием «Колыбельная для экскаватора», осуществляют режиссер Павел Зобин и драматург Александр Тюжин.
Как для зрителей, так и для актёров Мирного, «Театр Наций FEST» станет первой встречей с лабораторной работой, с документальным театром и с жанром «вербатим», давно вошедшим в обиход столичных театралов.
Драматургическая техника «вербатим» (от латинского «дословно») начала активно проявляться в России с начала 2000-х годов, года команда английского документального театра «Роял Корт» встретилась с руководством только зарождавшегося тогда Театра.doc. В основе этой техники лежит принцип создания пьесы из рассказов реальных людей, относящихся к той или иной социальной категории. Первым в Москве «вербатимным» текстом, вызвавшем большое любопытство и резонанс, стала пьеса «Война молдован за картонную коробку» Александра Родионова, также появились спектакли «Цейтнот» Екатерины Садур, «Преступления страсти» Галины Синькиной, «Сентябрь.doc» Елены Греминой и Михаила Угарова и многие другие. За 15 лет своего существования документальный театр стал важнейшей частью театральной структуры страны, большое количество пьес «вербатим» теперь можно встретить не только на фестивалях современной драматургии «Любимовка», «Новая драма» или «Евразия», но и в репертуарах академических и экспериментальных театров, а также в списках номинантов главной театральной премии страны «Золотая Маска».
Лабораторная, поисковая часть проекта "Театр Наций FEST в Мирном", подготовленная молодыми авторами в формате work-in-progress, создавшими ранее в этом жанре несколько удачных эскизов спектаклей, затем вошедших в репертуар театров малых городов, должна со временем трансформироваться в полноценный спектакль и войти в репертуар Мирнинского драматического театра. Потенциально эти спектакли могут стать участниками Фестиваля театров малых городов России и получить богатые гастрольные перспективы.
«Современный Мирный»
Показ эскиза – 16 октября 2015 года
Вячеслав Тыщук о спектакле «Современный Мирный»: «Обычно когда режиссер делает спектакль, у него есть какая-то литературная основа, то есть пьеса с ее драматургией. В нашем случае такой основы не было. И вот когда делается спектакль, режиссер с актерами анализирует эту пьесу: события, которые в ней происходят, обстоятельства, которые эти события окружают, героев, то есть так называемую структуру этой истории. В нашем проекте мы так же как к пьесе отнеслись к самому городу, а к его жителям как к героям нашей истории. То есть мы попытались проанализировать сам город и его структуру, понять на каких смыслах он стоит и какие места эти смыслы отражают, чем живут здесь люди.
Таким образом мы пытались найти героев, с которыми можно поговорить. И наш спектакль, наша пьеса составлена как раз из историй и рассказов обычных людей жителей города Мирный. Думаю, это будет немного непривычный, хоть и интересный формат как для зрителей, так и для актеров. Для актеров в частности интерес в том, что им предстоит довольно достоверное и документальное существование, они должны представить героев и характер мышления этих героев, которых они будут играть. Актеры принимали непосредственное участие в работе над сбором материала, и со многими своими героями они знакомы лично».
Драматург Полина Бородина о работе над пьесой: "Конечно, когда я приехала записывать сюда монологи будущих героев спектакля, историю Мирного в общих чертах я знала. Но когда начала работать, отталкивалась от самих людей, от будущих персонажей, а не подгоняла интервью под заранее придуманную концепцию, наоборот, следовала за героями. Буквально все жители города, с которыми я говорила, обозначили проблему Мирного, теми или иными словами, как "города временщиков". Так или иначе практически все, даже те, кто решил остаться здесь навсегда и воспитывает детей и внуков, когда-то думали о Мирном, только как об этапе своей жизни. Ещё, конечно, у многих были яркие истории о том, как они очутились в этом городе: кто-то в поисках работы, кто-то от плохой жизни, кто-то по иронии судьбы. Что интересно, большинство актёров театра, занятых в проекте - тоже не коренные жители, поэтому для них участие в документальном спектакле, как мне кажется, хороший способ прочувствовать место, где ты живёшь и людей, которые приходят на их другие, идущие в репертуаре, спектакли.
Потом, очень интересно было проявить в текстах то, как у моногорода, территории на которой живут люди разных культур, разного географического прошлого, вдруг появляется что-то общее, какие-то непохожие ни на что принципы общежития, - и здесь возникла тема социализма, такой утопии, места, созданного романтиками и авантюристами, которые жили в каких-то нечеловеческих условиях в палатках и эти условия диктовали определённый кодекс взаимоотношений - такой чуть ли не родовой общины, когда всё общее, соседи воспринимаются как семья, а не как соседи. Со временем, что интересно, какие-то из этих принципов умирают, какие-то продолжают жить. К примеру, дети Мирного всё ещё гуляют без присмотра родителей где им вздумается, но вот квартиры и дома уже запирают все, чего не было раньше. Приходит цивилизация "с материка": ты живёшь практически на краю света, а кафешка и киношка для тебя доступны также, как для жителя любого мегаполиса.
В нашей пьесе разные герои, разные характеры, и все перемешано - мужчины, женщины, юные герои, герои пенсионного возраста. У каждого свои истории, своё ощущение этого места".
Драматург Полина Бородина, Екатеринбург
Родилась в 1990 году в Екатеринбурге. Окончила факультет творческих индустрий Екатеринбургской академии современного искусства и Екатеринбургский государственный театральный институт (специальность «литературное творчество», курс Н.В. Коляды). Работает проектным менеджером в сфере культуры и искусства.
Стихи начала писать в двенадцать лет, пьесы – в семнадцать. Своими учителями в литературе считает Ольгу Мухину, Людмилу Петрушевскую, Николая Коляду.
Первая публикация состоялась в сборнике «Лучшие пьесы-2012» (издательство «Livebook») в 2013 году. Организатор и куратор фестиваля непрофессионального короткометражного кино «Механизмы», организатор и программный директор театрального фестиваля-лаборатории «За!текст».
Бронзовый призер конкурса «Действующие лица» за пьесу «Здесь живет Нина», шорт-листер фестиваля «Любимовка-2014», шорт-листер конкурса «Новая пьеса», лауреат премии всероссийского конкурса драматургов «Долг. Честь. Достоинство».
В 2014 году вошла в лонг-лист премии «Дебют» в номинации «драматургия» с пьесой «От безделья ты отпустишь всех китов в океан».
Вячеслав Тыщук, режиссёр, Москва
Окончил механико-математический факультет Новосибирского университета в 2001 и режиссерский факультет ГИТИСа в 2008 − мастерская Марка Захарова. Постановки: «Молодильные яблоки» по русским народным сказкам в Ставропольском театре драмы, «Подросток» по Ф. Достоевскому в ТЮЗе им. А.А. Брянцева, «Муми-тролль и комета» по Т. Янсcон в Новосибирском театре «Глобус», «Будь здоров, школяр!» по Б. Окуджаве в Тираспольском театре драмы и комедии, «Моя жизнь» по А. Чехову в Чехов-центре, Южно-Сахалинск, «Пиковая дама» по мотивам произведений А. Пушкина, А. Ходоровски и Р. Магритта во Владимирском театре драмы, "Васса" по М.Горькому в Театре на Малой Бронной, Москва.
Номинант на премию «Золотая Маска»-2014 в номинациях «Лучший спектакль в драме. Малая форма», «Лучшая работа режиссера» за спектакль «Облако-рай», Театр драмы им.А.Савина, г.Лысьва, Пермский край.
"Колыбельная для экскаватора»
Показ эскиза спектакля 16-18 ноября 2015
Драматург Александр Тюжин
Режиссер Павел Зобнин
Режиссер Павел Зобнин
В 1999 году окончил Всероссийский институт переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии (ВИППК) при Госкино РФ (режиссерский факультет, мастерская режиссуры художественного кино- и телефильма, руководители мастерской А.И.Сурикова, В.Д.Рубинчик).
Во время обучения участвовал в коллективной постановке курсового спектакля по произведениям Даниила Хармса (художественный руководитель постановки Герман Сидаков), где сыграл несколько ролей. Также поставил отрывок из пьесы Михаила Зощенко “Неудачный день”.
В 1999-2000 годах проходил практику на киностудиях “РИТМ” и “Позитив-фильм” киноконцерна “Мосфильм” в качестве ассистента режиссера и оператора. Впоследствии работал оператором-постановщиком в студенческих работах и нескольких документальных фильмах; снимал на видео спектакли московских театров.
В 2001 году поступил в РАТИ (ГИТИС) на режиссерский факультет (мастерская профессора Сергея Женовача).
На курсе поставил отрывки из “Пучины” А.Н.Островского, “Двух веронцев” и “Троила и Крессиды” У.Шекспира, “Вечного мужа” и “Села Степанчикова” Ф.М.Достоевского, “Любовной досады” Ж.-Б.Мольера. В отрывке из “Преступления и наказания” Ф.М.Достоевского (постановка Д.Безносова) сыграл Порфирия Петровича, в спектакле "Как вам это понравится" Герцога и его брата, в спектакле "Marienbad"- Берла Чапника.
Режиссерские работы:
2006 - Т. Уильямс. “Стеклянный зверинец”. Омский академический театр драмы
2007 - А. Вампилов. “Прошлым летом в Чулимске”. Кемеровский областной театр драмы
2009 - Дж. М. Синг. “Удалой молодец - гордость Запада”. Лысьвенский театр драмы
2010 - У.Шекспир. “Перикл”. Театр “Северная сцена” (Новый Уренгой)
2011 - А.Островский. "Таланты и поклонники". Минусинский драматический театр
2011 - Я.Пулинович. "Бесконечный апрель". Елецкий драматический театр "Бенефис"
2012 - Д.Привалов. “Прекрасное далёко”. Сахалинский театральный центр им. А.П.Чехова (Южно-Сахалинск)
2012 - Б.Фрил. "Нужен перевод". Прокопьевский драматический театр
2012 - Д.Богославский. "Любовь людей". Русский драматический театр им. Н.Бестужева (Улан-Удэ)
2014 - И.Вырыпаев. “Illusioonid”/“Иллюзии”. Tartu Uus Teater/Vene Teater (Таллинн)
2014 - А.Миллер. “Смерть коммивояжёра”. Камчатский театр драмы и комедии (Петропавловск-Камчатский)
2014 - М.Горький. “Последние”. Елецкий драматический театр “Бенефис”
2015 - В.Леванов. “Святая блаженная Ксения Петербургская в житии”. “Тильзит-театр” (Советск)
2015 - Ж.Гальсеран. “Метод Грёнхольма”. Русский академический театр им. Е.Вахтангова (Владикавказ