Top.Mail.Ru
Завтра
12:00 / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Завтра
15:00 / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Касса  +7 (495) 629 37 39

Театр Наций привез столичные спектакли и лабораторию в отдаленный якутский Мирный

Театр Наций запустил новый региональный проект, получивший название «Театр Наций FEST…». Эта программа рассчитана на проведение гастролей и лабораторий в разных частях страны. Первой точкой остановки стал город Мирный в Якутии, куда отправился корреспондент ТеатрALL.

В го­ро­де Мир­ный при­ня­ты устой­чи­вые вы­ра­же­ния, ка­са­ю­щи­е­ся всей осталь­ной Рос­сии: «на ма­те­ри­ке», «с ма­те­ри­ка», «с кон­ти­нен­та» и так далее. Это во мно­гом ха­рак­те­ри­зу­ет при­ро­ду го­ро­да, вы­стро­ен­но­го во­круг са­мо­го круп­но­го на Земле ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­ще­го ка­рье­ра «Мир», за­мет­но­го даже со спут­ни­ка — из кос­мо­са Мир­ный, соб­ствен­но, вы­гля­дит как неболь­шой по­се­лок с при­мер­но рав­ным ему по ве­ли­чине кра­те­ром ка­рье­ра. В этом го­ро­де до сих пор за­мет­ны мас­штаб­ные следы со­ци­а­ли­сти­че­ской эпохи и неко­то­рой пат­ри­ар­халь­но­сти, с этой эпо­хой свя­зан­ной — так, замки на две­рях здесь на­ча­ли по­яв­лять­ся со­всем недав­но. Ма­лень­кий город, за­ду­ман­ный как удар­ная ком­му­ни­сти­че­ская строй­ка, во мно­гом до сих пор со­хра­нил эту за­квас­ку.

Га­строль­ный блок фе­сти­ва­ля про­шёл с 4 по 6 ок­тяб­ря: мир­нин­ские зри­те­ли уви­де­ли «Fарс-ма­жор­ный кон­церт для дра­ма­ти­че­ских ак­тё­ров и ор­кест­ра» и ви­зит­ную кар­точ­ку Те­ат­ра Наций – спек­такль «Рас­ска­зы Шук­ши­на» в по­ста­нов­ке Ал­ви­са Хер­ма­ни­са. Так же худрук те­ат­ра Ев­ге­ний Ми­ро­нов и ак­три­са Чул­пан Ха­ма­то­ва про­ве­ли твор­че­ский вечер, во время ко­то­ро­го рас­ска­за­ли о ра­бо­те, твор­че­стве и бла­го­тво­ри­тель­ных фон­дах, участ­ни­ка­ми ко­то­рых они яв­ля­ют­ся. Для ма­лень­ко­го го­ро­да на­се­ле­ни­ем 35 тысяч че­ло­век это стало круп­ным со­бы­ти­ем. От­ре­зан­ный от ос­нов­но­го кон­ти­нен­та Мир­ный, до­брать­ся до ко­то­ро­го можно толь­ко са­мо­лё­том, от­ре­зан так же и от со­вре­мен­ных те­ат­раль­ных тен­ден­ций, по­это­му оба спек­так­ля стали до­ста­точ­но неожи­дан­ны­ми для пуб­ли­ки. «Fарс-ма­жор­ный кон­церт», никак не про­во­ци­ру­ю­щий фор­мой и со­дер­жа­ни­ем сто­лич­но­го зри­те­ля, вы­звал в Мир­ном волну про­ти­во­ре­чий и об­суж­де­ний.

Од­на­ко самым новым и непри­выч­ным яв­ле­ни­ем как для пуб­ли­ки, так и для са­мо­го мир­нин­ско­го те­ат­ра (в труп­пе ко­то­ро­го ра­бо­та­ет всего 13 че­ло­век) стала ла­бо­ра­тор­ная ра­бо­та, пред­став­лен­ная в рам­ках вы­ез­да. С Ре­жис­сёр Вя­че­слав Тыщук и дра­ма­тург По­ли­на Бо­ро­ди­на по­зна­ко­ми­ли мир­нин­скую пуб­ли­ку и ар­ти­стов с жан­ром «го­род­ской вер­ба­тим»: они сде­ла­ли боль­шое ко­ли­че­ство ин­тер­вью с жи­те­ля­ми го­ро­да и смон­ти­ро­ва­ли из них до­ку­мен­таль­ную пьесу «Мир­ный». Это была с са­мо­го на­ча­ла рис­ко­ван­ная затея: внут­ри ма­лень­ко­го го­ро­да, где прак­ти­че­ски все знают друг друга и живут по соб­ствен­ным пра­ви­лам и за­ко­нам, эф­фект зер­ка­ла мог сра­бо­тать не самым при­ят­ным об­ра­зом. Тыщук в своей по­ста­нов­ке ушёл от на­пра­ши­ва­ю­ще­го­ся жанра «читки» и смон­ти­ро­вал пол­но­цен­ный спек­такль, в ко­то­ром ре­жис­сер занял по­зи­цию не смот­ря­ще­го со сто­ро­ны, а на­блю­да­те­ля во­вле­чен­но­го, име­ю­ще­го свою точку зре­ния на те или иные опи­сы­ва­е­мые си­ту­а­ции.

Сама же пьеса рас­ска­зы­ва­ет о кон­крет­ных людях, о го­ро­де, о его ис­то­рии, ко­то­рая берет на­ча­ло в 50-х годах про­шло­го века, когда пер­вые ал­ма­зо­до­быт­чи­ки се­ли­лись здесь в па­лат­ках и на­чи­на­ли стро­ить новый по­сё­лок, став­ший впо­след­ствии глав­ным ал­маз­ным го­ро­дом Рос­сии.

Для ав­то­ров спек­так­ля ла­бо­ра­то­рия также стала со­вер­шен­но новым опы­том. «Обыч­но когда ре­жис­сер де­ла­ет спек­такль, - рас­ска­зы­ва­ет Тыщук, – у него есть ка­кая-то ли­те­ра­тур­ная ос­но­ва, то есть пьеса с ее дра­ма­тур­ги­ей. В нашем слу­чае такой ос­но­вы не было. И вот когда де­ла­ет­ся спек­такль, ре­жис­сер с ак­те­ра­ми ана­ли­зи­ру­ет эту пьесу: со­бы­тия, ко­то­рые в ней про­ис­хо­дят, об­сто­я­тель­ства, ко­то­рые эти со­бы­тия окру­жа­ют, ге­ро­ев, то есть так на­зы­ва­е­мую струк­ту­ру этой ис­то­рии. В нашем про­ек­те мы так же как к пьесе от­нес­лись к са­мо­му го­ро­ду, а к его жи­те­лям как к ге­ро­ям нашей ис­то­рии. То есть мы по­пы­та­лись про­ана­ли­зи­ро­вать сам город и его струк­ту­ру, по­нять на каких смыс­лах он стоит и какие места эти смыс­лы от­ра­жа­ют».

В итоге по­лу­чил­ся спек­такль, на­хо­дя­щий­ся в живом диа­ло­ге с пуб­ли­кой. И это не кра­си­вое опре­де­ле­ние, а сухая кон­ста­та­ция: по­ста­нов­ка на­ча­ла оче­вид­но «сра­ба­ты­вать», когда в зале по­яви­лись зри­те­ли и на­ча­ли ти­хонь­ко шеп­тать­ся, узна­вая в ге­ро­ях своих зна­ко­мых или себя самих. После пре­мье­ры к ко­ман­де спек­так­ля с бла­го­дар­но­стью по­до­шёл шах­тёр-му­зы­кант, ис­то­рия ко­то­ро­го за­ни­ма­ет боль­шую часть по­ста­нов­ки. Зри­те­ли в зале пе­ри­о­ди­че­ски ука­зы­ва­ют паль­цем на того че­ло­ве­ка, мо­но­лог ко­то­ро­го до­но­сит­ся со сцены. Эф­фект узна­ва­ния стал свое­об­раз­ным цен­тром пре­мьер­но­го спек­так­ля.

По плану, эта по­ста­нов­ка долж­на остать­ся в ре­пер­ту­а­ре мирн­инст­ко­го те­ат­ра, а уже сей­час начал ра­бо­тать над вто­рой пре­мье­рой ре­жис­сёр Павел Зоб­нин, при­е­хав­ший в Мир­ный, чтобы по­ста­вить спек­такль об ис­то­рии го­ро­да. Дра­ма­ти­че­ским ма­те­ри­а­лом по­слу­жит пьеса «Ко­лы­бел ь­ная для экс­ка­ва­то­ра», на­пи­санТюжиным также на основе интервью с жителями города. Премьера запланирована на 21 ноября.