Top.Mail.Ru
Завтра
7 p.m. / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Завтра
7 p.m. / Основная сцена
Касса  +7 (495) 629 37 39

Танцующие в темноте. В Театре Наций показали «Прикасаемых» - постановку режиссера Руслана Маликова о слепоглухих людях. Это истории реальных людей, рассказанные ими самими, а также звездами Егором Бероевым и Ингеборгой Дапкунайте. Создатели спектакля говорят - это только зарисовка, премьера будет в марте 2015 года. Даже первый показ в рамках фестиваля «Территория» не оставил зрителей равнодушными, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Елена Шарова.

Перед началом спектакля всем зрителям, пришедшим на премьеру, предлагают принять участие в эксперименте, волонтеры у входа раздают маски для сна, которые следует надеть на глаза, чтобы свет не попадал. Затем, опираясь на руку волонтера или сотрудника театра, попробовать пройти несколько шагов в темноте. Участники спектакля признаются, что этот эксперимент - пустая трата времени, на самом деле почувствовать, что чувствуют слепые, зрячие не можем.

В зале напротив зрителей - сурдопереводчик. На подиуме артисты и прототипы их героев - слепоглухие люди. Ингеборга Дапкунайте в повязке на глазах и наушниках двигается гораздо менее уверенно, чем воспитанница интерната Алена Капустян. Она в полтора месяца оглохла, а в шесть лет еще и ослепла. «Прикасаемые» - постановка, основанная на жизни реальных людей с ограниченными возможностями.

История, рассказанная Ингеборгой Дапкунайте: «Вдруг мать заболела! И вскоре совсем слегла в постель, а болела мать, как я потом узнала, туберкулезом. Я ослабела окончательно от голода и не могла ходить. Как-то к нам зашла моя тетя, та картина, которую она увидела, поразила ее настолько, что она немедленно унесла меня к себе. Через несколько дней я узнала, что мать умерла».

Репетировали месяц и, говорят, подружились. Егор Бероев и Ингеборга Дапкунайте освоили дактиль - специальный язык для слепоглухих - теперь они запросто общаются в руку.

«Есть только одно слово, которое может это определить - это всеобщая любовь, которая возникает внезапно. Все общение тактильное. Если ты стеснительный и тебя нельзя трогать, то общаться сложно. Все общение идет через прикосновение, это теплота и добро», - говорит актриса Ингеборга Дапкунайте.

На одной сцене всех собрал режиссер Руслан Маликов. Он знаменит своими социальными спектаклями - в рамках фестиваля «Территория» уже делал постановку о героиновых наркоманах. Режиссер считает - театр должен не развлекать, а заставлять зрителей думать. Сценографию создавали вместе с художницей Екатериной Джагаровой - декорации минимальны: видео-арт на экране, несколько деревьев, качели и веревки на полу.

«Создавая сценографию этого художественного проекта, я думала в первую очередь не о визуальном решении, а о том, как слепоглухие люди будут себя ощущать и ориентироваться в этом пространстве. Нужна была некая система координат, которая позволяет им здесь двигаться и передвигаться», - говорит художник Екатерина Джагарова.

«Это спектакль о коммуникации, о том, какой вес имеет человеческое общение, насколько мы не осознаем важности языка, художественной литературы и вообще общения», - отмечает режиссер Руслан Маликов.

Каждая из историй достойна отдельного спектакля. Например, доктор психологических наук Александр Суворов, его все называют просто «профессор», участник знаменитого «загорского эксперимента». В 1971 году четверо воспитанников интерната для слепоглухих детей были переведены в МГУ на психологический факультет, все они получили дипломы. Александр Васильевич написал 20 книг, он единственный в стране слепоглухой профессор. На сцене он делает страшное признание. В 21 год он осознал, что никогда не сможет услышать музыку, и едва не покончил с собой. Спустя годы Суворов взял в руки губную гармошку и заиграл.

После спектакля зрители «аплодируют» ногами. Артисты чувствую овации благодаря дрожанию пола. После премьеры люди долго не расходились. Зрячие и слышащие делились впечатлениями, а люди в черных очках использовали редкую возможность выхода в свет и просто общались. Говорят, изоляция от окружающего мира угнетает больше всего.

«Нужна постоянная служба сопровождающих переводчиков, чтобы мы могли выйти из дома, приехать, в чем-то поучаствовать. Мы не можем сами пройти дальше подъезда собственного дома, потому что человек не видит и не слышит, поэтому он практически в вакууме», - говорит Наталья Кремнева.

Создатели спектакля говорят, что на аншлаги не рассчитывают. Эта постановка - вызов, способ привлечь внимание к проблеме, а возможно, найти меценатов, которые смогут открыть центр для «прикасаемых».