Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39
Молодой болгарский режиссер Явор Гырдев работает на стыке театра и кино. Его дебютный фильм „Дзифт” завоевал приз за лучшую режиссуру на ММКФ в 2008 году, а его спектакль „Калигула” стал одним из событий прошлогоднего фестиваля NET (Новый европейский театр). На этот раз режиссер снова поработал на промежуточной территории. Он поставил в театре психологического триллер „Метод Гренхольма” испанца Жорди Гальсерана, до этого положенный в основу сценария фильма „Метод” (2005).

Выбор топ-менеджера

Главная сюжетная линия у спектакля и фильма одна и та же: крупная компания устраивает собеседование кандидатам на пост топ-менеджера. Оно назначено в конференц-зале, но там кандидатов ждут не отборщики, а такие же, как они, претенденты. Отборщики сидят неведомо где, дают кандидатам задания и наблюдают за ходом событий с помощью видеокамер.

Задания оказываются непростыми. К примеру, уже в первом из них участникам собеседования нужно разобраться, кто из них — замаскированный сотрудник кадровой службы. По условиям другого, им предстоит решить судьбу сотрудника, который собирается поменять пол. Однако рассказывать о том, кто в кого превратится в финале, занятие столь же бессмысленное и бесполезное, как пересказывать сюжет фильма человеку, который его еще не посмотрел.

Эффект присутствия

Явор Гырдев рассказал GZT. ru, что, получив от Театра Наций приглашение на постановку, сам предложил „Метод Гренхольма”. Его спектакль стал тем редким случаем, когда театральная постановка произведения оказалась интереснее его экранизиции. И вот почему: на сцене не восемь героев, как в фильме, а только четверо: Фэрран (Сергей Чонишвили), Энрик (Игорь Гордин), Карлес (Максим Линников), и единственная женщина Мэрсэ (Виктория Толстоганова).

Сокращение группы заметно обостряет конфликт. Кроме того, герои спектакля сидят не за круглым столом, как в фильме, а за длинным прямоугольным (художник Никола Тороманов), что лишает офисный интерьер уюта. И главное, в спектакле возникает эффект присутствия: каждый из зрителей начинает чувствовать себя участником отборочной комиссии.

Иначе и быть не может: от первого ряда участников собеседования отделяет всего-навсего несколько метров. События происходят в режиме реального времени, здесь и сейчас. И каждый сидящий в зале волей-неволей оказывается в положении если не отборщика, то заинтересованного наблюдателя. Актеры втягивают зрителей в игру, заставляя ломать голову над тем, кто из героев говорит правду, а кто лжет, пытаясь ввести всех в заблуждение. Прикидывать, кто из кандидатов будет подходящим топ-менеджером, и вычислять, кто из них действительно претендент на должность, а кто — подсадная утка.
Мастера манипуляции

Завязавшийся на сцене интеллектуальный поединок захватывает не меньше, чем футбольный матч. Актеры ведут его, играя абсолютно „не по-театральному”. Они ничего специально не подчеркивают, вкладывая в каждую фразу ровно столько эмоций, сколько вложил бы в нее человек, оказавшийся в подобной ситуации. Веря, что каждый из них отчаянно борется за новую должность и, в конечном итоге, за место под солнцем, сочувствуешь Мэрсэ, которая не уходит с собеседования, даже узнав о смерти матери: по условиям работодателей, каждый покинувший зал выбывает из игры. И до последнего болеешь за Фэррана, который привык находить выход из любой ситуации.

Над сценой зависла фигура заспиртованной акулы в аквариуме — макет знаменитого объекта британского художника Дэмиена Херста. Звериной жестокости у каждого из героев спектакля не меньше, чем у нее. Вот только они научились маскировать ее вежливостью и корректностью.

„Пьеса „Метод Гренхольма“ гораздо острее, чем фильм. Как бы создатели корпоративной этики не пытались убедить нас в том, что человеческий фактор не оказывает на работу корпорации никакого влияния, это неправда. На самом деле, все решают только взаимоотношения между людьми”,- пояснил GZT. ru Гырдев. В его спектакле закон выживания в офисных джунглях похож на закон выживания в джунглях настоящих — каждый из героев пытается заманить противника в ловушку и разделаться с ним.