Касса  +7 (495) 629 37 39
Театр Наций предложил новый проект, который объединил, как и полагается театру с идеологией, направленной на синтез культур, художников разных стран. Спектакль „Метод Грёнхольма” (собеседование) поставлен болгарским режиссером Явором Гырдевым по пьесе испанского драматурга Жорди Гальсерана для русских артистов. В работу были приглашены такие известные актеры, как Сергей Чонишвили, Игорь Гордин, Виктория Толстоганова, а также молодой актер Максим Линников.

Из всего этого перечня имен для театральной публики менее всего был известен испанский драматург, хотя и получивший признание в Европе. Режиссер Явор Гырдев приезжал на „Территорию” с мастер-классами, его спектакль „Калигула” был показан на фестивале NET в прошлом сезоне. Похоже, что два эти фестиваля станут в своем роде кастингом режиссуры для Театра Наций.

Первое открытие, которое состоялось в этом спектакле, это открытие именно автора, приглашенного, к чести организаторов, на премьеру, а к чести автора, приехавшего в Москву, — сама пьеса „Метод Грёнхольма”, стреляющая в сегодняшний день, в идеологию современного капитализма эпохи корпораций со своей „этикой”. Того самого капитализма, который помешан на создании, выведении нового типа идеального офисного служащего, способного на все ради того, чтобы продать товар любой ценой. По сути, в пьесе исследуется, до какой степени могут дойти манипуляции одних над другими и до какой степени жертва кастинга способна переродиться из человека в преданного офисного робота.

Сюжет пьесы — собеседование четырех кандидатов, из которых только один, возможно, будет взят на работу. Корпорация ищет менеджера высокой квалификации на должность директора с высокой оплатой. Это собеседование превращается в гротескную насмешку над человеческими ценностями, поскольку в ходе интервью, чтобы обнаружить способного работника, процедура отбора превращается в изощренную психологическую пытку, цель которой заключена в том, чтобы выявить способность кандидата переступить через человеческое. Он должен отказаться от сочувствия, сострадания к ближнему, забыть о долге перед родителями, растоптать конкурента любыми доступными и недоступными способами. Речь идет о выборе того, кто не пощадит мать и отца на пути выбивания прибылей из стада, идущего на заклание в супермаркеты.

„Метод Грёнхольма” — это высокие технологии, новый этап деловых игр. Идеального кандидата возможно найти только при одном условии: соискатель как раз провоцируется к тому, чтобы в азарте игры, по истечении которой ему маячит теплое местечко с внушительной зарплатой, оступиться, сорваться на подлинное, забыть об этой самой игре, сделав в сердцах личное признание. Тогда кандидат проиграл, потому что будет не способен воплотиться в идеальную деталь для корпорации.

Спектакль решен в том самом офисном стиле (художник Никола Тороманов): длинный стол для собеседования, прозрачные автоматически открывающиеся двери и так же автоматически регулируемый в помещении свет. Слева расположена комнатка, как мы узнаем впоследствии, садистов-психологов. На стене справа часы с указанием времени разных точек земного шара, такие можно увидеть везде — и в дорогом отеле, и на бирже в Нью-Йорке. Такой вот почти нейтральный стиль, пожалуй, за одним исключением: над самой комнатой для деловых игр водружен объект, отсылающий нас к работе Дэмиена Херста — акулы в формалине, одного из самых дорогих произведений современного искусства. Возможно, создатели спектакля полны скепсиса и по отношению к современному искусству, которое оказывается в капкане потребительского общества, и сам художник со своим произведением является товаром для купли-продажи корпораций.

Актеры, занятые в спектакле, полны социального азарта, они с нескрываемым удовольствием вгрызаются в текст, в котором находят повод сыграть бесчеловечное лицедейство. Они умело, именно как актеры, берут нас в свидетели и соучастники этой циничной игры. И мы, только поверив одному, через минуту понимаем, что верить именно ему нельзя. Испытание на доверие друг к другу, которое проходят четыре претендента, — в своем роде психологические американские горки. Проигравший вылетает. Остается один кандидат, а трое других — имитаторы соискателей, они как раз те самые психологи, которые ищут совершенную акулу бизнеса и не находят, потому что оставшийся соискатель еще не до конца расстался в себе с человеческим. Его не берут на работу. Повезло ли ему?