Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

9-11 декабря состоится долгожданная премьера в Театре Наций – спектакль по роману «Мастер и Маргарита» с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой в главных ролях. InStyle узнал у режиссера Робера Лепажа, в чем сейчас актуальность Булгакова, почему Маргарита герой нашего времени, и причем тут Трамп.

Знаменитый канадский режиссер Робер Лепаж дебютировал в Театре Наций еще в 2013 году с шекспировской трагедией «Гамлет. Коллаж», в которой все главные роли исполнил Евгений Миронов. Теперь Лепаж возвращается в театр с собственной версией «Мастера и Маргариты», обещающей зрителю не только блестящий дуэт Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой, но и эффектную коллаборацию традиций драматического театра с современными сценическими спецэффектами.

В разных интервью вы говорили, что вам очень важно впитывать культуру других стран. Почему из всех произведений русской классической литературы вы выбрали именно «Мастера и Марграриту» для постановки в Театре Наций?

Я давно был знаком с творчеством Булгакова, в первую очередь благодаря его пьесам, потому что во франкоязычном театре они популярны. Но никогда не читал роман «Мастер и Маргарита». В 2007 году во время Международного Чеховского театрального фестиваля, который проходит в Москве, сразу несколько театральных менеджеров предложили мне поставить «Мастера и Маргариту». Через год я уселся за книгу и был впечатлен этим потрясающим текстом. Поверьте, совершенно не обязательно быть русским и жить в Москве в тридцатые годы, чтоб понять поэзию, магию и мистику булгаковского романа. Это фантастически универсальная книга. Я сделал много шоу, основанных на никому неизвестных текстах – часто текст сочинялся коллективно по ходу репетиций. Но иногда хочется поработать и с известным материалом. Да, если сюжет хорошо известен зрителю, это дает мне дополнительные подпорки для выстраивания спектакля. Но проблема «Мастера и Маргариты» в его сверхзначимости: большая популярность порождает большие ожидания.

Какие смыслы, вопросы, темы, которые поднимает в романе Булгаков, особенно важны для вас?

Мне интересно было сравнить мир Булгакова с другими мирами. Например, с Канадой 1950-х годов. Тогда у нас тоже многие пытались найти свой путь, не теряя самообладания и чувства юмора. Роман построен таким универсальным образом, что в какое бы время ты ни жил, всегда найдешь с ним переклички. Кто бы мог подумать, что в США с приходом Трампа возникнет угроза тоталитаризма, а главное – что она никуда не денется даже после его ухода, и это особенно ярко подчеркнет пандемия коронавируса.

В чем, на ваш взгляд, актуальность «Мастера и Маргариты» для современного зрителя?

Роман задает острые, неприятные вопросы, говорит о человечестве в целом, о духовности, политике, несвободе художника. Но не напрямую, а через поэтику, метафоры, вымысел. Для меня образ мастера – это образ современного деятеля искусств. В культурах разных стран художник хочет быть признанным, свободным, беспрепятственно заниматься творчеством и в то же время быть обласканным критиками, зрителями, спонсорами. Конечно, мастер живет в довольно экстремальной ситуации, в агрессивной среде, но подобное сегодня происходит во многих странах. В Канаде все то же самое: художник стремится к свободе слова, нуждается в одобрении, замирает в ожидании рецензий и вердикта общества, волнуется о дистрибуции. А Маргарита — это образ сильной женщины, на которой держится современный мир. Да, мы понимаем, что прототипом была жена Булгакова, которая поддерживала своего мужа, и она очень красива, чувствительна. Но она также была очень сильной и самостоятельной. Маргарита – это герой нашего времени, хороший пример для сражающихся за свои права женщин.