Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

Светлана Землякова очень любит прозу. Режиссер и театральный педагог не в первый раз берется за прозаическое произведение: буквально год назад в театре им. Вахтангова вышел ее спектакль «Сергеев и городок» по роману Олега Зайончковского. Мир Земляковой – это всегда мир «маленьких людей», быт провинции и захолустья, в котором каждый отнюдь не лишен стремления к лучше жизни. Однако, если в обитателях «городка» проявляются высокие идеалы, то стремления «Любовниц» из романа Эльфриды Элинек приземленные до гротеска. Это не мечта о женском счастье, а прагматичное и расчетливое желание укорениться в этом мире, занять устойчивую позицию. И эта цель является условием битвы между двумя женщинами. Их истории развиваются параллельно, но и тем интереснее следить, за тем, чей сейчас ход. О нем же возвещают электронные буквы бегущей строкой над сценой.

Одна – Бриггита (Елена Николаева), действительно совершает правильные ходы. Ее цель — Хайнц (Артем Тульчинский) — оказывается более достижимой и ясной, чем цель Паулы (Наталья Ноздрина), но в целом их жизнь на этой сцене очень напоминает игру в «The Sims». Коробочки квартирок, максимально утрированные, почти игрушечные предметы составляют их пластмассовый быт (сценография: Денис Сазонов и Екатерина Злая). Героини появляются под 8-битные мелодии, передвигаясь по шахматным клеткам пола, как будто их цель – правильно уложить жизненный тетрис.

Персонажи Светланы Земляковой часто говорят о себе в третьем лице. Упрощенные, почти брехтовские приемы – в ее манере. Кому-то из зрителей прием отстранения может показаться банальным, но именно так достигается основная задача: сколько еще таких Бригитт и Паул существует в мире? Эти две женщины похожи и не похожи одновременно, просто Бригитте больше везет с предлагаемыми обстоятельствами. Интересно, что «родители» в этой истории исполняются одними и теми же артистами. Это и свекры Бригитты, и родители Паулы (Наталья Павленкова, Леонид Тимцуник). Но в случае с Бригиттой это комичная парочка, не сильно досаждающая своей невестке, хоть и не любящая ее, а в случае с Паулой – изверги и садисты.

У Бригитты нет врагов, есть недоброжелатели. Паула – сама себе враг, она совершает немыслимые ошибки одну за одной. Бригитта в итоге одерживает верх над своей соперницей Сюзи в безупречном исполнении Муси Тотибадзе. Недавняя выпускница ГИТИСа, успевшая поработать с Земляковой в спектакле «Встречи в пространстве расставаний», рискует стать одной из самых запоминающихся молодых актрис характерного амплуа. Сюзи являет собой образ «сильной и независимой» женщины со множеством интересов, однако трагикомизм этого образа заключен в саму женскую оболочку. Даже такой «высокоорганизованный» организм, как Сюзи, так же вынужден жить в мире мужчин и цепляться за мужские брюки, разве что Сюзи может достаться более обеспеченная и выгодная мужская особь. Но кардинальных отличий между ней и героинями нет никаких.

Спектакль откровенный и заслуженно имеет маркировку 18+. Он фактически насквозь животный, грубый и неожиданно (даже для Театра Наций!) смелый. А еще в нем много боли. И боль эта – женская. Потому что автор – женщина. Режиссер этого спектакля – женщина. Играют его тоже, не в обиду исполнителям мужских ролей, женщины. Но это не гимн женщине, а скорее, крик о помощи, пронзительный и бесконечно одинокий.