Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

7 июля в Тобольске завершился третий региональный фестиваль Театра наций. По его следам вспоминаем поездку «РБК Стиль» в центр культурной Сибири.
«Одной из первых наших остановок станет кладбище», — улыбаясь, говорит экскурсовод, перед тем как начать прессе из Москвы экспресс-вояж по Тобольску. Журналисты привыкли ко многому, поэтому спокойно обсуждают прогулки по Пер-Лашезу, покрытую следами помады могилу Сартра и восстание декабристов. С последним и связана причина визита на Завальное кладбище. Не то чтобы кроме него посмотреть в Тобольске нечего, но ход и правда эффектный. Где, как не здесь, прямо у могилы Кюхельбекера, вспоминать историческое прошлое страны и города, а заодно дружбу романтика Кюхли с Пушкиным. Имя «нашего всего» звучит не случайно. Повод оказаться в Тобольске — фестиваль Театра наций, а одно из главных и самых масштабных его событий — концерт «Евгений Онегин. Лирические отступления», рассчитанный на трехтысячную аудиторию.

Место его проведения — Красная площадь. Не московская, а местная, ведущая к Тобольскому белокаменному кремлю — самой популярной достопримечательности города, собирающей всех приехавших сюда туристов. Город не захолустный, но небольшой, Тобольск, тем не менее, готов предложить пищу и для ума, и для желудка. Для тех, кто хочет погрузиться в историю, работает, например, Тюремный замок: в прошлом — темница, в настоящем — музей Сибирской каторги и ссылки. Или Дом губернатора — музей семьи императора Николая II, где во время ссылки в Тобольск жила царская семья. А надеющихся на впечатления иного свойства ждет ресторан «Марк и лев». Здесь речь идет о возрождении гастрономических традиций Сибири, и фермерские продукты участвуют в этом столь активно, что впору подумать, будто ты трансгрессировал на вечер в Москву или Петербург.

Добираются до Тобольска практически «самолетом, поездом, машиной». Сначала летишь до Тюмени, а после около трех часов проводишь в машине или поезде.

Государственный театр наций приезжает сюда не впервые. Фестиваль проходит в городе уже второй раз, с каждым годом все больше расширяя свою программу, а вместе с ней и повестку. Художественный руководитель театра Евгений Миронов сразу дает понять: это не гастроли, на которые привозят одну или, в лучшем случае, две постановки, а полномасштабный проект, позволяющий погрузиться в контекст культурной жизни столицы и узнать, какие спектакли появляются сегодня в регионах.
Среди участников этого года, например, и модные в Москве «БеспринцЫпные чтения» Александра Цыпкина, и работа Юлии Ауг «Злачные пажити», поставленная по прозе Анны Старобинец вместе с труппой новосибирского «Старого дома». Миронов не устает говорить о необходимости театральной депровинциализации, объясняя, почему так важно привозить и показывать самые разные работы.

  
В этом смысле концерт «Евгений Онегин. Лирические отступления» — заведомый хит. Евгений Миронов, Игорь Верник, Елизавета Боярская, Мария Миронова, Авангард Леонтьев, Ольга Остроумова и Василий Михайлов, собравшись в одном месте в одно время, читают пушкинского «Онегина». Такой состав (тем более в сопровождении оркестра) обеспечил бы полный зал и в Москве.

 
Для Тобольска же подобный концерт — скорее исключение, чем правило, поэтому уже ставший историческим матч Россия — Испания помешать стопроцентной заполненности зала не может. Впрочем, возможность убедиться, что здесь болеют за сборную не меньше, чем в любом другом городе страны, еще представится. Спустя несколько часов, когда пушкинский Онегин отскучает и отгрустит свое, болельщики проедутся по улицам города, размахивая флагами и сигналя без устали.
Кажется, по такому случаю слегка утихли даже слепни. Это отдельная глава в любой истории про Тобольск. Про насекомых вспоминают народные артисты, делясь с местной прессой впечатлениями о городе, о них предупреждают в отеле или кафе. Другими словами, для впервые оказавшихся здесь гнусы становятся чуть ли не главной темой разговоров. Так что в Москву можно увезти не только театральные впечатления, но и вполне ясные воспоминания об особенностях сибирского лета.