Касса  +7 (495) 629 37 39
news image

Театр наций показал, как важен протест в одиночку

Престижный театральный фестиваль в Амстердаме, основанный еще в 1947 году, закрывается спектаклем из России. Государственный Театр наций под руководством Евгения Миронова в главном театре многоканального города — Stadsschouwburg — играет нетипичный для себя спектакль «Circo Ambulante». Совсем не образчик русского психологического театра — но таков выбор организаторов фестиваля. Да и театр Миронова, замечу, не репертуарный, хотя имеет серьезную афишу.

театральный фестиваль амстердам театр наций дон кихот
фото: Михаил Гутерман
Попасть в эти дни в Амстердаме в театр куда сложнее, чем под велосипед. Город тотальной велосипедизации пугает количеством двухколесного транспорта на каждом углу и повороте. Немного зазевался на велосипедной дорожке, пеняй на себя — переедут и глазом не моргнут, оставаясь уверенными в собственной безнаказанности.

А в театр действительно попасть трудно: весь июнь идет фестиваль, на котором свое театрально-танцевально-оперное искусство демонстрируют европейский, латиноамериканский, африканский мир. И билеты распроданы. На шумный перформанс из ЮАР, украсивший бы национальный павильон в Венеции, не попасть. На российский «Circo Ambulante» я не могла найти себе места.

— Почему выбран именно спектакль Театра наций, а не другого российского коллектива? — спрашиваю я продюсера театральной программы Хан Ван Пуке.

— Четыре года назад Театр наций показывал у нас «Рассказы Шукшина», имел большой успех, и мы решили показать еще один его спектакль, чтобы лучше представить этот интересный театр. Показ приурочен к Году Голландии в России.

Кстати, сам театр больше напоминает замок красного кирпича с множеством башенок. В нем даже есть ресторан «Станиславский». Зал на 550 мест под крутым углом убегает вверх и к восьми вечера заполнен до отказа. Публика на 90 процентов местная, русской речи почти не слышно. Оно и понятно: Голландия не является для россиян страной массовой эмиграции. В программе фестиваля много эксперимента. Зеленый свет открыт всем новым формам, и «Circo Ambulante» из Москвы, проехавшийся по европейским фестивалям, как раз из разряда грандиозного театрального зрелища, осуществленного в Театре наций режиссером Андреем Могучим в сотрудничестве с художником Максимом Исаевым. И все, что стоит, двигается, вращается и взрывается на сцене амстердамского театра — масштаба, соответствующего его фамилии, — мощное, тяжелое, железное.

Спектакль начинается. Выясняется, что за кулисами на «Цирке» находиться совсем не безопасно и надо быть осторожной. Монтировщики сразу по нескольку человек параллельно игре актеров катают здоровенные конусы из металла: им надо успеть подхватить один и двинуть другой. Конусов девять, каждый весом под 400 кг. Не хватает только объявления «Не стой под стрелой».

— Это самый сложный спектакль в проведении? — спрашиваю я тихо помрежа Женю Антонюк. Эта стройная блондинка дает отмашку монтировщикам, решает проблемы со звуком и прочие, возникающие по ходу на новой площадке.

— Ну да, — отвечает она шепотом. — Мы, когда выпускали его, то целый месяц только с монтировщиками репетировали.

Валера Гвоздев, зав. монтировщиками, уверяет, что хотя у него в партитуре за два часа действия обозначено 23 перестановки, но на самом деле их больше.

— Внутри каждой еще по три-четыре. Так что монтировщиков нужно не тринадцать, а сколько и артистов — 16.

Зрителю, разумеется, эти такелажные проблемы «Цирка» ни к чему. Он смотрит (и читает) необычную историю — то ли цирк, то ли сказка. А может, и быль, рассказанная не без сказочных заходов и оборотов, вроде «...и тогда эти злые колдуны захватили власть...». Сюжет крутой: на некоем острове есть городок, где народ совсем обнищал, работы нет, но функционирует один мясокомбинат, объявленный стратегическим объектом, потому что производит бычьи яйца, которые (и это главное) дарят бессмертие. Яичный бизнес острова, естественно, в руках мерзавцев, и тут появляется он — рыцарь печального образа.

Напомню, что «Circo Ambulante» создан в 2011 году и своей иносказательной актуальностью совпал со взрывом протестного движения, Болотной площадью и др. Герои его — одиночки, весьма хрупкие телом, но сильные духом, противостоящие системе — пара Дон Кихотов, причем один из них женщина. Первый Дон Кихот — Альберт Филозов. В «Школе современной пьесы» он уже играл этого героя в паре с Татьяной Васильевой в спектакле Иосифа Райхельгауза. Теперь — с Лией Ахеджаковой, которая в финале и становится доблестным идальго. Актриса с твердыми принципами и непоколебимой гражданской позицией — конечно, это ее роль.

В первый день показа «Цирка» Альберт Леонидович отметил свой день рождения. Интервью перед спектаклем.

— Это лучше, чем я бы сидел дома и отвечал на звонки, — говорит он мне. — Даже хорошо, что все так совпало. Я не люблю этот день, я всегда отмечаю день ангела — он у меня в сентябре. А тут работал, спектакль удачно прошел.

— Вы артист психологической школы, как работается вам в таком радикальном спектакле?

— Трудно, потому что он очень постановочный, а приходится играть в психологической манере (в другой я не умею). Но в этом, может быть, и достоинство спектакля? У Лии, например, есть абсолютно фантастические сцены.

— История Дон Кихота актуальна для России? Один в поле воин?

— Вы знаете, да. Давно эту тему используют наши драматургии и писатели, так что нужен такой герой. А потом жизнь у нас сумасшедшая, и только человек необычный, сумасшедший может себе позволить в одиночку протестовать.

Вот и протестуют в окружении металла, освежеванных туш, белых медведей, бегающих по сцене, плывущих в дымном воздухе акул и печального карлика (замечательный Алексей Ингелевич). Финал предрешен: герой гибнет, на его месте и в его же костюме с верным оруженосцем (тот самый карлик) возникает Дон Кихот в трогательном женском обличье. Зал аплодирует, а потом встает и долго не отпускает артистов.

Автор статьи: 
Марина Райкина