Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39
HOW LONG IS NOW БЕРЕГ УТОПИИ: ТРЕБУЙТЕ НЕВОЗМОЖНОГО

7 ФЕВРАЛЯ, 19:00
Gesamtkunstwerk ДАУ
ОЛЬГА ФЕДЯНИНА, ДЕМЬЯН КУДРЯВЦЕВ, ЮРИЙ САПРЫКИН
РЕГИСТРАЦИЯ

8 ФЕВРАЛЯ, 19:00
Бумажная архитектура: фабрика утопий
ЮРИЙ АВВАКУМОВ
РЕГИСТРАЦИЯ

9 ФЕВРАЛЯ, 19:00
Сталинская архитектура: образ земли, которой нет
СЕРГЕЙ КАВТАРАДЗЕ
РЕГИСТРАЦИЯ

10 ФЕВРАЛЯ, 19:00
Илья Кабаков. Утопия. Финал
СЕРГЕЙ ХАЧАТУРОВ
РЕГИСТРАЦИЯ

Надпись HOW LONG IS NOW на боковом фасаде легендарного сквота Tacheles — один из неофициальных символов Берлина. Центр европейской контркультуры рубежа веков, Tacheles был закрыт в начале 2010-х, но гигантское граффити украшает его стены по сей день, задаваясь тревожным вопросом: сколько длится «сейчас» — и как скоро наступит будущее, в которое, как известно, возьмут не всех? В сезоне 2018/2019 Новое пространство Театра Наций проводит цикл интеллектуальных марафонов HOW LONG IS NOW, участниками которых станут ведущие российские эксперты в различных областях культуры и искусства. Затрагивая максимально широкий спектр тем и сюжетов, HOW LONG IS NOW представляет различные проекции окружающей нас реальности.

Февральский выпуск HOW LONG IS NOW посвящен утопии в искусстве. 500 лет назад английский юрист и философ Томас Мор изобрел ставший впоследствии нарицательным неологизм, соединив два греческих слова — «ou» (не) и «topos» (место). Утопия — «земля, которой нет», воображаемый, несуществующий мир, не имеющий внятной и однозначной локализации. Любая утопия проникнута пафосом реформаторства: окружающая действительность несовершенна и требует радикального переустройства. Но пространство идеального лишает человека собственного «я» — как показал катастрофический опыт ХХ века, от утопии лучше держаться подальше. «Что всегда превращало государство в ад на земле, так это попытки сделать его земным раем», писал поэт Фридрих Гельдерлин — каждый из художественных феноменов, исследуемых в рамках очередного выпуска HOW LONG IS NOW, так или иначе связан с «великой утопией» советского проекта.

Марафон откроет круглый стол к премьере «Дау» Ильи Хржановского — самой масштабной художественной утопии XXI века. Участниками дискуссии станут первые зрители 700-часового проекта, прокатные перспективы которого в России по-прежнему остаются туманными, — театровед Ольга Федянина, медиаменеджер Демьян Кудрявцев, культуролог Юрий Сапрыкин. Программу продолжит лекция архитектора и куратора Юрия Аввакумова, осмысляющая феномен «бумажной архитектуры». В начале 1980-х выпускники МАРХИ, не желавшие вписываться в «предлагаемые обстоятельства» позднесоветской архитектуры, образовали неформальную группу, объединенную общим направлением поисков: не имея возможности воплощать свои идеи в жизнь, «бумажники» создавали абсолютно свободные проекты, конструируя утопию, альтернативную утопии СССР. Строительству «нового мира» 1920-х–1940-х годов посвящена лекция искусствоведа Сергея Кавтарадзе — выдающийся историк архитектуры размышляет о том, как творцы «стиля Сталин» пытались воплотить в жизнь этатистскую утопию. Творчеству ее главного разоблачителя Ильи Кабакова посвящен заключительный вечер февральского марафона, который проведет искусствовед Сергей Хачатуров.

КУРАТОР ПРОЕКТА — ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ

 

Премьера: 7 февраля 2019 г.