Касса  +7 (495) 629 37 39
Ксения Перетрухина

художник, режиссер

Окончила киноведческий факультет ВГИКа, школу современного искусства при РГГУ, Школу современного искусства при фонде Дж.Сороса, Школу театрального лидера при Театральном центре им.Вс.Мейерхольда.

Один из основателей и бессменный арт-директор уличного фестиваля видеоарта «ПУСТО» (2002-2009, Москва), участница российских и международных выставок. Режиссер, сценарист и художник документального и короткометражного кино, член гильдии кинорежиссеров.

В театре работает с постановщиками «новой драмы» ‑ с Дмитрием Волкостреловым, Маратом Гацаловым, Георгом Жено, Русланом Маликовым, Михаилом Угаровым.

Номинант арт-премии «Чёрный квадрат» (2004) и Премии Кандинского (2008), национальной театральной премии «Золотая маска» (2013) за спектакль «Злая девушка».

На «Золотой маске» 2013 года творческий дуэт Дмитрия Волкострелова и Ксении Перетрухиной был отмечен специальной премией жюри драматического театра.

Работы в театре:

2012 ‑ Опера Б.Филановского «Три Четыре», режиссер Д.Волкострелов, башня «Федерация», Лаборатория современной оперы п/р В.Бархатова «Опергруппа Москва, (художник-постановщик); П.Пряжко «Три дня в аду», режиссер С.Александровский, Казанский вокзал, Москва, (художник-постановщик), 2012; П.Пряжко «Злая девушка», ТЮЗ имени А.Брянцева, СПБ,

2011 ‑ А.Яблонская «Пустошь», R.A.A.A.M theatre, (художник-постановщик), Эстония; А.Яблонская «Пустошь», Прокопьевский драматический театр, (художник-постановщик); М.Дурненков «Не верю», Московский драматический театр им. К.С.Станиславского, (художник-постановщик);

2009 ‑ П.Пряжко «Жизнь удалась», Театр. Doc и Центр драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина;

2008 ‑ М.Дурненков «Хлам», Центр драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина, (художник-постановщик); Б.Брехт «Ваал», художник-постановщик, реж. Г.Жено, Центр Драматургии и режиссуры п\р А.Казанцева и М.Рощина, (художник-постановщик);

2007 ‑ М.Дурненков «Синий слесарь», художник, реж. М.Угаров, Театр.doc;

2006 ‑ Ю.Клавдиев «Заполярная правда», реж. Г.Жено, Театр.doc;

М.Дурненков «КРАСНАЯ ЧАШКА. 108 МИНУТ», (режиссер, художник-постановщик, совместно с Я.Кажданом), театр «ПРАКТИКА»; Ю.Клавдиев «Собиратель пуль», реж. Р.Маликов, (художник-постановщик), театр «ПРАКТИКА»;

2005 ‑ В.Дурненков «Три действия по четырем картинам», реж. М.Угаров, театр «ПРАКТИКА», (видеоарт), (совместно с Я.Кажданом); Е.Исаева «Доктор», реж. В.Панков, Театр.doc, (диафильм), (совместно с Я.Кажданом); А.Зензинов, В.Забалуев «Красавицы.VERBATIM», реж. О.Лысак, Театр.doc, (видеоарт).

Избранные художественные проекты и участие в выставках:

2012 ‑ «Я все еще верю, что булки растут на деревьях», инсталляция в рамках проекта «Арт-стрелка. Ревизия», Музеон, Москва;

2011 ‑ «Афган-Кузьминки.Человеческая оратория», в рамках 4 Московской биеннале современного искусства

2010 ‑ «FQ-test», gmg gallery, Москва

2009 «Tales From The New World», в рамках Гаванской биеннале современного искусства; «Не игрушки», Третьяковская Галерея, Москва; «Пусто больше не будет», Проект Фабрика, в рамках 3 Московской биеннале, Москва

2008 ‑ «The Great Repression». A Selection Of Recent Video Art

By Young, Emerging Russian Artists», White box gallery, Нью-Йорк

2007 ‑ «Это не еда», фонд ЭРА, Москва; «Парад», «Гамбургер», «Стишок», Debarkader Cunst, Elverket, Стокгольм; «Невесты Йозефа Бойса», фонд Современный Город, Москва; «Парад», Moscopolis, галерея Espace Louis Vuitton, Париж; «Парад», мастерские АРТ Москвы, ЦДХ; «Колыбельная», выставка «Дубль\Римейк», ГЦСИ, Москва

2006 ‑ «Если я успею», перформанс, Арт Стрелка, Москва; «JOSEPH VERSUS ANDY», форум художественных инициатив, Москва;

2005 ‑ «Гамбургер», галерея WAM, Москва; «В России земля и небо меняются местами», ЕВРОПАЛИЯ, Брюссель(совместно с Я.Кажданом); «5 монологов Сатина», ЕВРОПАЛИЯ, Брюссель(совместно с Я.Кажданом); «Макияж», выставка «Русский ПОП-АРТ», Третьяковская галерея, Москва; «Мячик», XL gallery (персональная выставка), Москва; «Лебединое озеро», I-я московская биеннале современного искусства

2004 ‑ «Случайные образы…», видеоарт для фестиваля NOKIA; «Завтрак на асфальте», Арт Стрелка, Москва; «Матрица», Арт Клязьма, Бухта Радости; «Календарь», «Длинные истории Екатеринбурга», Екатеринбург

2003 ‑ «Лесной бал», Арт Клязьма, Бухта Радости (совместно с Я.Кажданом); «Дикие лебеди», Арт Москва, проект «Мы-Они», куратор Е.Кикодзе (совместно с Я.Кажданом); «Меловой разговор», «Длинные истории Екатеринбурга», Екатеринбург

2002 ‑ «Листопад», «Мелиорация», Бухта Радости; «Блеск и нищета среднего класса», перформанс, Арт Москва «Домохозяйки восстанавливают Останкинскую телебашню после пожара», «Актуальный репортаж», передвижная выставка, кураторы А.Ерофеев, Т.Волкова (совместно с Я.Кажданом); «Мандала», фестиваль «Искусство в городской среде», Нижнекамск

2001 ‑ «Дефиле в гардеробе», L-gallery, Москва; «Среди вещей», музей декоративно-прикладного искусства, Москва; фестиваль перформанса им. Малевича, Москва

2000 ‑ проект «Да зравствует искусство Татлина!» (перформанс, атрибуты, фильм), Москва-Санкт-Петербург-Саратов-Самара-Пермь-Ганновер (принят в коллекцию ГТГ, отдел новейших течений).

Кино и TV:

«Дохлая кошка», 72 мин, «Клуб бывших мессий», 2008 (соавтор сценария, монтаж); «Колыбельная», 26мин, студия «Иллюзион», 2006 (режиссер и сценарист); «Да здравствует искусство Татлина», ОРТ, 26’00’’, 2000 (художник, сценарист)

Ксения Перетрухина пришла в театр как состоявшийся современный художник, представитель российского видеоарта, специального сценографического образования у нее нет. В 2002 году команда из двух человек – Ксении Перетрухиной и куратора Ирины Саминской придумала фестиваль «ПУСТО» ‑ первый в России паблик-арт проект, призванный популяризировать видеоарт, сделав его доступным не только для узкого слоя публики, посещающего галереи, а для «случайного прохожего». Экранами для проекций видеоарта стала московская архитектура Фестиваль существовал до 2009 года.

Художник стала работать в театре благодаря «новой драме», которая, по её словам, ставит перед человеком её профессии совершенно другие задачи, нежели те, которые обычно решает сценограф. Современные пьесы, как утверждает Ксения, совершенно не нуждаются в художнике, который занимался бы обычным оформлением: уточнял режиссёрское видение, прорабатывал детали и придумывал, как обозначить место действия пьесы. А это значит, что его роль должна быть пересмотрена вместе с самой концепцией театрального пространства. Ксения предлагает режиссёру решение не как “stage designer, а как “artist – полноправнй соавтор спектакля. Сегодня она – один из самых ярких идеологов того театра, который возник на волне «новой драмы» в начале XXI века, и пожалуй, единственный среди них идеолог-художник.

Спектакли (постановочная группа):
Художник - Дыхание
Художник - «Наше всё…» Антон Чехов. Привилегии дамского пола
Художник - «Наше всё…» Исаак Бабель
Художник - «Наше всё…» Пушкин. Поэмы
Сценограф - До и после
Художник - Русскiй романсъ