Касса  +7 (495) 629 37 39

Роль хитроумного идальго исполняет Народная артистка России Лия Ахеджакова. Ее героиня отчаянно борется с захватившим остров Обер-Кондуктором.

Москва, 14 января. Не успели отшуметь аплодисменты по поводу предновогодней премьеры в Театре наций, а зрителям уже в наступившем году предлагается новая, похоже, не менее громкая премьера. Теперь там рассуждают о природе донкихотства. Роль хитроумного идальго отдали женщине — Народной артистке России Лии Ахеджаковой. Ее героиня борется с захватившим остров Обер-Кондуктором. Время и место действия нарочно размыты, но авторы сценария не отрицают: этот спектакль — в том числе и о современной России. Эта постановка стала дебютом петербуржского режиссера Андрея Могучего на московской сцене. Его „Бродячий цирк” — опасный аттракцион, в котором актерам и зрителю придется столкнуться не только с ветряными мельницами. Могучий уверяет, что сама идея спектакля вдохновлена Лией Ахеджаковой. С рыцарем печального образа пообщался корреспондент МТРК „Мир” Константин Коковешников.

Для Театра наций „Чирко Амбуланте” — в переводе „Бродячий цирк” — стал уже третьей премьерой в этом сезоне. Подготовка спектакля проходила параллельно с ремонтом здания. Реконструкция исторической сцены завершилась лишь несколько месяцев назад. „Долго не было плана, и это тоже повлияло на скорость создания декораций и выпуска спектакля”, — вспоминает режиссер, автор сценария Андрей Могучий.

Декорациями к спектаклю стали заводские трубы. По ходу действия они превращаются в цех мясокомбината, ванную комнату и городскую площадь. Каждым из трансформеров управляет специально обученный человек. По словам художника, автора сценария Максима Исаева, монтировщиков пришлось обучать ровно столько же, сколько и артистов.

Современный Дон Кихот — бывший металлург Антон, в отличие от персонажа Сервантеса борется не с ветряными мельницами, а с огнем доменных печей. Но 20 лет он прикован к постели. Побороть недуг заставляет ненависть к действующему режиму. Исполнитель роли Антона, Народный артист России Альберт Филозов признается, что „этот человек, который умеет наказывать зло, для него совершенно неведомый”. „Я никогда ничего подобного не играл, мне это интересно”, — говорит артист.

Действие спектакля происходит на неопределенном острове. Его населением безраздельно правит Обер-Кондуктор. Он же - злой колдун, рыцарь мутных зеркал и даже Кощей Бессмертный. Фольклорные образы эксплуатируются нещадно. Наравне с ними в пьесе проглядывают и мотивы оруэлловского „1984”. Мрачные ощущения действительности усиливаются подчеркнуто приподнятыми речами. Телевизионные дикторы сообщают о строительстве нового цирка. По задумке властей, он должен стать восьмым чудом света.

Атмосферу цирка воссоздают актеры-карлики и ростовые куклы. В окрестностях бродят белые медведи. Их плакаты „С нами МОХ” или „Рама мыла маму” — вызывают изумление. Все происходящее временами напоминает театр абсурда. „Вы, наверное, хотите услышать, что сегодня только женщина может спасти наш мир. Наверное, это так, — рассуждает режиссер Андрей Могучий. — Но мне кажется, что тема донкихотства сидит так или иначе в каждом из нас”.

Победить злодея Антону не удается, и доспехи Дон Кихота переходят к его жене. Эту роль играет Народная артистка России Лия Ахеджакова. От творческого процесса она получила огромное удовольствие. Приглашенного режиссера и его команду актриса называет не просто единомышленниками, а людьми с одной группой крови. „Я чувствую ответственность перед прелестью этой роли! Здесь фантастическая любовь двух старых людей (назовем вещи своими именами), которую они пронесли фактически через всю жизнь. Это еще и человеческая трагедия”, — говорит исполнительница роли Марии, Народная артистка России Лия Ахеджакова.

Отчасти это спектакль о советском прошлом. Однако в нем легко угадываются и проблемы современной России. И квартирный вопрос, и отношение к сексуальным меньшинствам, и насаждаемый культ жестокости. Впрочем, отчетливее остальных проступает все тот же политический подтекст. Добро побеждает зло, и траурные мотивы сменяются мажорными нотками. Расправа с диктатором показана нарочито натуралистично.

„Нам было необходимо, чтобы главная героиня совершила настолько безумный донкихотский поступок, который сложно себе даже вообразить. Что может быть более абсурдно, чем отрезать яйца главному человеку острова, которого мы называем Обер-Кондуктором”, — говорит художник, автор сценария Максим Исаев.

На коммерческий успех авторы постановки не рассчитывают. В оценке спектакля зрители резко расходятся. Одни в спешке выходят из зала, другие — напротив, делятся восторженными отзывами. В затруднении и сам режиссер. Постичь природу донкихотства Андрей Могучий пытается уже во второй раз. Пока сформулировал лишь одно — одиночкам, пусть и безумным, он доверяет гораздо больше, чем бесконтрольной толпе.