Завтра
7 p.m. / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Завтра
8 p.m. / Small stage
Касса  +7 (495) 629 37 39

В Театре Наций состоялась столь долгожданная премьера нового спектакля «Му-му», поставленного Дмитрием Крымовым по рассказам Тургенева. На площадке Театра Наций Крымов занимаетя режиссурой впервые, хотя в 1981 году он уже работал в этом здании, которое тогда являлось филиалом МХАТА – как художник участвовал в постановке «Тартюф» выдающегося режиссера Анатолия Эфроса, своего отца.

На премьере «Му-му» присутствовали и преданные поклонники Дмитрия, и те, кто следит за новинками репертуара Театра Наций. Один из самых известных театральных режиссеров как в России, так и за рубежом, многократный лауреат «Золотой маски» и множества других премий, автор целого ряда необычных постановок по произведениям Островского, Пушкина, Толстого и Шекспира представил на сцене Театра Наций спектакль по прозе Тургенева. Для Дмитрия Крымова произведение классика – только повод для своего авторского высказывания. И в этот раз, безусловно, постановка, которую зрители увидели на сцене Театра Наций, порадовала  и удивила поклонников театрального искусства. Поставленный по произведениям для хрестоматийного изучения в 5 классе («Му-му», «Записки охотника»), спектакль превратился в разговор со взрослыми о любви и современной действительности. Про любовь к природе, друг к другу и к театру. И как одно может быть в ущерб другому.


Как сказал Дмитрий Крымов: «Художник не выбирает время, в котором он живет, но смысл художника в том, чтобы выразить свое время. Все великие художники «втыкались» в жизнь, они учитывали происходящее, спорили или были едины со своими друзьями. Они имели абсолютно прямое отношение к жизни».

Проза Тургенева необычайно красива и мелодична, но зритель в спектакле не увидит привычных декораций. Человек, в котором развито чувство поэзии, имея богатое воображение, будет заворожен происходящим с первых минут. О временах Тургенева  будет напоминать разве что Полина Виардо, оперная певица, возлюбленная Тургенева, периодически появляющаяся на сцене в костюмах XIX века и разговаривающая на французском языке. Все остальное: декорации, одежда, диалоги персонажей — выглядит и звучит современно. Спектакль «Му-Му» позволит удивляться снова и снова находкам режиссера. На протяжении всего действа вас не будет покидать потрясающее ощущение спектакля в спектакле. Среди действующих лиц — сам писатель, сочиняющий свои «Записки охотника», Полина Виардо, а также некая польская актриса, репетирующая спектакль – аналог барыни из тургеневского рассказа. Здесь есть и Муму, и Герасим…

Вот только хрестоматийным представлениям о тургеневских персонажах они будут мало соответствовать. Муму, например, в этой постановке предстаёт не собакой, а девочкой Машей, ученицей театральной школы, племянницей актера, который пришел играть свой спектакль и оставил ее во дворе, а она, случайно, оказалась в театре. Так что зритель, если не читал Муму и не знает, почему утопили собаку, может спросить: а где Муму-то? Но внимательно и заинтересованно посмотрев спектакль, где классика переплетается с современностью, каждый зритель все поймет.
Постановка получилась очень серьезной, но вместе с тем и живой: тонкий юмор от автора и актеров спектакля,  интерактивное взаимодействие с залом и, конечно, очень важные акценты на нашей современной действительности. Мы живем среди прекрасного мира, слушаем струящуюся прозу Тургенева, но видим природу и наблюдаем жизнь через призму экранов смартфонов – вот наша правда жизни. «Поезд «Россия», устремленный в будущее», ездящий по кругу – по кольцевой линии метрополитена. Так и живем. И это тоже наша действительность. Символизм деталей абсолютно оправдан. Он очень точен и уместен, но чтобы сделать выводы самому, нужно обязательно посмотреть спектакль.
Муму — сыграла Мария Смольникова, получившая в 2016 году «Золотую маску» за лучшую женскую роль в спектакле Крымова «О-й. Поздняя любовь». Игра Марии  завораживает. Очень талантливая исполнительница!
Алексей Вертков (Охотник, Тургенев) – один из самых интересных актеров молодого поколения и вместе с тем один из числа ведущих актёров Студии театрального искусства Сергея Женовача. Обладатель огромного количества заслуженных премий: «за лучшую мужскую роль» Международного фестиваля театральных школ в Варшаве (2005 г.), премии М. Царева за «успешное постижение профессии актера» (2006), премии Станиславского, «Хрустальная Турандот» (2013) и «Золотая Маска» («лучшая мужская роль») за роль Венички (2014).

Как сказал режиссер Дмитрий Крымов об Алексее: «Я искал человека, который стоял бы на голых досках пола и спросил бы: «А вы знаете, что удивительно приятное занятие – лежать на спине в лесу и глядеть вверх? Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных растений…»  И сказал бы это так, чтоб я ему поверил. Который бы мог произносить тургеневский текст с описанием природы без напыщенных восторгов, а просто, как человек, который знает и чувствует ее по-настоящему». И Алексей Вертков оказался именно таким «корневым». От этих досок, от этих сучков, от этих проводов, торчащих из-под пола. Настоящий многогранный Актер.

Нельзя пройти мимо работы большой творческой команды: артистов, создавших неподражаемые образы – Инны Сухорецкой (Помощник режиссера), Дмитрия Журавлева (Герасим), Алины Ходжевановой (Пани Гржибовская), Елизаветы Юрьевой (Полина Виардо) и творческой команды соавторов режиссера: композитора, художника и художников по свету. Можно было в течение нескольких минут посидеть у ночного пылающего костра и потрогать в рассветном тумане лошадь, можно дотронуться  рукой до облаков, которые несут дождь в ясный полдень… Не будем перечислять все режиссерские находки, но именно они создали для зрителей неповторимый эффект участия.
Финал… «Убрать ребенка со сцены…» – нелепая гибель Муму. Совершенно взрослая жизнь. И тем для раздумий спектакль оставляет множество. Сыгран спектакль так, что  возникает желание посмотреть его еще раз, чтобы глубже ощутить каждую сюжетную линию.

Жанр спектакля обозначен как комедия дель арте. Комедия, где слезы граничат со смехом,  но главной, все же, остается  любовь — к природе, к людям, к театру. Вот об этом  режиссеру и хотелось сделать спектакль. И, кажется, у него все получилось!

Убедиться в этом вы сможете 7, 8 и 26 мая когда на сцену Театра Наций вновь выйдет творческая команда Дмитрия Грымова и представит на суд публике свой спектакль Му-Му.