Сегодня
8 p.m. / Малая сцена
Завтра
7 p.m. / Новое Пространство. Страстной бульвар, д.12, стр.2
Касса  +7 (495) 629 37 39

В Доме культуры Российского государственного социального университета (РСГУ) прошла первая встреча участников социокультурного проекта «Прикасаемые», организованная фондом поддержки слепоглухих «Со-единение», Театром Наций и РГСУ.

В презентации приняли участие продюсер проекта, актриса Ингеборга Дапкунайте, художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов, режиссер Руслан Маликов, ректор РСГУ Наталья Починок, художник Екатерина Джагарова, слепоглухая поэтесса Ирина Поволоцкая, слепоглухой профессор Александр Суворов и президент фонда «Со-единение» Дмитрий Поликанов.

Идея создания Лабораторий выросла из работы над спектаклем «Прикасаемые», в основе которого - истории тех, кто лишен и слуха, и зрения. Напомним, что эскиз спектакля был показан в рамках фестиваля «Территория» в октябре 2014 года.

Создатели проекта рассказали об основных направлениях, которые планируется осуществить: спектакль «Прикасаемые» с участием слепоглухих людей, лаборатории социокультурной интеграции для слепоглухих людей (регулярные мастер-классы деятелей культуры), фотовыставка о жизни слепоглухих людей, а также съемки документального фильма и другие культурные мероприятия.

Евгений Миронов, актер, художественный руководитель Театра наций: «Мы делаем очень простое, но важное дело. И кому, как не нам им заниматься. Театр, ведущий социальный вуз страны и фонд – мы встретились, и оказалось так просто найти необходимость друг в друге. И это очень интересно, потому что мы начали этот проект в театре, потом продолжили его в университете, а затем проект будет масштабирован в рамках целой страны. Мы даем пример того, как такое творческо-исследовательское соединение может происходить в любой точке, где это необходимо. Безусловно, мир слепоглухих – особенный, и мы должны постоянно развивать способы общения с этим непростым, незнакомым нам миром».

Руслан Маликов, режиссер: «Мне кажется, что процесс создания театра интересного, трогающего, живого должен быть связан с определенными сложностями. Для меня понятие сложно практически равно – интересно. В нашем спектакле с участием слепоглухих, как раз было много таких моментов. Невероятные задачи, абсолютно новые, на первый взгляд, непреодолимые трудности, заряжали нас азартом сделать что-то особенное, неординарное.

В профессиональном смысле это было непросто, но зато очень интересно. Работа над постановкой оказалась настолько сопряжена с реальностью, что произошло самое настоящее смешение жизни с искусством и наоборот, ответственности актера и режиссера с просто человеческой ответственностью. Поэтому помимо каких-то театральных, профессиональных открытий были открытия личностного характера, познание какого-то другого мира - планеты слепоглухих людей.

Понимание того, что ты никогда полностью не ощутишь мир, как его ощущают слепоглухие – это не повод ничего не делать. Театр может, он способен незримыми нитями визуализировать их внутренний мир, ощутить окружающее пространство с их позиции. Вот новое поле, которое мне кажется, может очень сильно обогатить мир зрячеслышащих. Нашей постановкой мы лишь прикоснулись к этому удивительному феномену, поэтому мы намерены продолжить работу над ней и превратить ее из эскиза в полноценный спектакль».

Екатерина Сахно, актриса: «Вначале психологически было трудно, я чувствовала себя несколько некомфортно - они слепоглухие, а я зрячая и слышу все хорошо. Ко второй нашей встрече я «осмелела», стала более свободно с ними общаться и постепенно понимать их через свои ощущения. Я поняла, что это не они люди с ограниченными возможностями, а мы, потому что наши средства восприятия совершенно отрубает нас от других органов чувств. У них как будто развиты какие-то экстрасенсорные возможности. Например, они могут описать какого цвета у тебя глаза, волосы, в каком ты настроении. Совершенно, космические люди.

Дальше мы отправились в Загорский детский дом для слепоглухонемых детей, чтобы проникнутся атмосферой, духом этого удивительного места и привнести его в спектакль. Это был для меня еще один психологически барьер, который пришлось преодолеть. Было очень трудно, я даже выходила на улицу и плакала. Потом начались наши репетиции со слепоглухими. Было уже не столь критично, потому что я стала относиться к ним и воспринимать их также как и зрячеслышащих людей.

Безусловно, я получила колоссальный человеческий опыт. Многие из них стали моими друзьями в социальных сетях. Мы вместе обсуждаем какие-то проблемы, и при этом между нами нет никаких барьеров. Может это и прозвучит громко, но после общения с этими удивительными людьми ты уже не будешь таким как прежде, потому что твое мировоззрение претерпит определенные изменения».

Дмитрий Поликанов, президент фонда поддержки слепоглухих «Со-единение»: "Как Вам известно, сначала мы провели разовую акцию и показали эскиз спектакля «Прикасаемые». Этим мы, разумеется, не ограничились и пошли дальше. Сегодня Ингеборга Дапкунайте и Евгений Миронов дали старт работе театрального проекта нашего фонда. Впервые создан культурный центр, где слепоглухие и зрячеслышащие смогут общаться, обмениваться опытом.

Центр будет развиваться по нескольким направлениям. В частности, мы запускаем театральную лабораторию и творческие мастер-классы, где занятия будут проводить известные режиссеры, скульпторы, дизайнеры и художники. Происходить это будет раз в месяц, как на территории РСГУ, так и на других площадка. Кроме того, Ингеборга Дапкунайте договорилась с рестораном «Жан Жак», где также раз в месяц будут устраиваться клубные встречи, на которые, мы надеемся, придут интересные люди.

У нас также в плане имеется проведение двух выставок. На одной из них студенты Школы Родченко выставят свои фотоработы. Вторая выставка будет в 3D формате.

И еще. Студия «Остров» Сергея Мирошниченко готовит документальный фильм про нашу постановку. Картина о том, как творческая активность помогает слепоглухим людям реабилитироваться, позволяет им возвращаться в общество.

В рамках проекта, конечно же, будет доработан спектакль «Прикасаемые», премьера которого запланирована в марте 2015 года. Кроме того, мы надеемся, что к осени будущего года на очередном фестивале «Территория» мы сможем показать новую постановку».

Наталья Починок, ректор РГСУ: «РСГУ единственны крупнейший ВУЗ в стране, в котором готовят специалистов в области социальной сферы, проводятся научно-образовательные, просветительские, инновационные изыскания для решения проблем в этой области. В структуре Университета имеется факультет искусств с мощной социокультурной составляющей. Наша цель - развитие творческого потенциала и через него адаптация и инкорпорация людей с инвалидностью и социально неблагополучных людей в общество.

Как раз на базе факультета искусств мы открываем проект, который позволит слепоглухим взаимодействовать с другими людьми, социализироваться, находить друзей. В рамках лабораторий также пройдут занятия по скульптуре, живописи, художественному пространству и т.д. Помогать в работе театральных лабораторий будут волонтеры из числа студентов РГСУ.

Я уверена, что проект будет развиваться и разрастаться. В структуре университета есть обширная филиальная сеть, что позволит донести наши идеи не только до жителей Москвы, но и других регионов страны».

Ингеборга Дапкунайте, актриса, продюсер театрального направления фонда поддержки слепоглухих «Со-единение»: «Наша работа – прежде всего, просветительская, мы хотим всех вовлечь и объединить. Самое главное, чтобы все узнали, что есть другие люди, у которых есть свои особенности».

Екатерина Джагарова, художник, стенографист: «Все говорят об объединении и соединении. В своих проектах мы стремимся придерживаться этих принципов, стараясь делать так, чтобы не было разницы между слепоглухими и зрячеслышащими людьми».