Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

Актриса сыграла главную роль в сатирическом спектакле Театра Наций «7 дней в совриске»

В Новом Пространстве Театра Наций – очень неожиданная премьера: спектакль «7 дней в совриске» режиссера Егора Матвеева и драматурга Егора Зайцева. Постановка о том, о чем обычно посетители выставок не задумываются. Вряд ли, придя на какой-то вернисаж – да в любое арт-пространство! – мы представляем себе, как это всё готовится, что было нужно, что тот или иной экспонат вообще попал на выставку. А когда перед нами, как в спектакле, возникает некая инсталляция в виде гигантского черного банана с нимбом, вопросов возникает немало, и прежде всего – что бы это значило?

Создатели спектакля вдохновились очень известной книгой «Семь дней в искусстве» социолога Сары Торнтон. Она исследовала «изнанку» всевозможных аукционов, биеннале (как, например, художники туда пробиваются), изучала будни галеристов, коллекционеров, посетителей всевозможных выставок – и в целом сделала интересные выводы, которые как раз и вдохновили Зайцева на создание сатирической пьесы, а Матвеева – на столь же эффектную постановку. 

Роль директора арт-музея блистательно сыграла Алиса Хазанова (актриса призналась, что вдохновлялась образом жесткого руководителя модного журнала из фильма «Дьявол носит Prada»), инвестор – Владимир Большов, координатор – Елизавета Юрьева, куратор – Федор Левин, техник Андрей – Роман Евдокимов. 

 «С одной стороны, наш спектакль основан на реальных событиях, а с другой – его парадоксальные сюжетные повороты выстроены по законам художественного мира, – говорит режиссер Егор Матвеев, в прошлом журналист. – Да, в этой истории мы хотим показать изнанку российского современного искусства, его отличия от зарубежного, но используем ее как масштабную аллегорию. Специфика жизни в нашей стране сформировала за последние десятилетия совершенно уникальные правила игры, которые стирают грань между талантом и бездарностью, между заработанной репутацией и ничем не прикрытым кумовством. Так работают и бизнес, и наука, и образование. Думаю, раскрыть столь важную тему на примере искусства и в виде спектакля – что ж… Во-первых, это красиво!»

К «красиво» можно смело добавить: во-вторых, это парадоксально и смешно. Это в чистом виде «комедия положений», хотя и на очень серьезном материале – современное искусство, или совриск.

По сюжету, герои готовят авангардную, с их точки зрения, выставку, чтобы попасть с ней в тренды и получить, в итоге, престижную премию. Но неделя до открытия становится самой нервной: накладка следует за накладкой. Внезапно уходят рекламодатели (а с ними и деньги) - и срочно нужен новый инвестор... Подводит пресс-агентство, которое обещало дать большой материал перед открытием. Нуждается в проработке интрига с главным экспонатом: по замыслу (для прессы и посетителей), ее автор - инкогнито. А сам главный экспонат неожиданно оказывается выполнен не в золотом цвете (что напоминает спелый банан), а в черном! Для одних организаторов это крах, но для других, не привыкших отступать, – повод перестроить стратегию и объявить экспонат шедевром. Ибо если подготовить почву, правильно подать, то может быть даже его удастся «продать» (то есть действуют, по сути, законы рынка). А олигарх-инвестор объявляет, что готов дать деньги за то, что ему разрешат открыть в галерее магазин («Может быть даже, я буду продавать бананы поштучно, обернутые в черную бумагу») Главное – чтобы планы не сорвались. Спектакль интересен как простому зрителю (он увидит то, о чем обычно особо не думает), так и тем, кто имеет отношение к искусству (может быть, кто-то узнает себя).

Ирина Хакамада, посмотревшая спектакль одной из первых, восхитилась и языком, и способом подачи материала. «Мир современного искусства, как и любой рынок вообще, не может мило выглядеть, - сказала она после премьеры в блиц-интервью тележурналистам. – Мило выглядит картина, мило звучит мелодия. А рынок, он не милый, он очень жесткий».