Top.Mail.Ru
Сегодня
19:00 / Основная сцена
Сегодня
19:00 / Екатеринбургский театр юного зрителя, ул. Карла Либкнехта, 48
Касса  +7 (495) 629 37 39

Случающееся примерно раз в месяц на малой сцене Театра наций событие спектаклем в буквальном смысле не является. Семь бывших наркоманов выходят на сцену, чтобы произнести свои же выученные и отрепетированные слова — фактически исповедь, — без прикрас повествующие о неприглядном прошлом. Один воровал, другой предавал, сидел в тюрьме — все ради того, чтобы вернуться в привычное состояние наркотического опьянения. И это не воспоминания о прошлом — риск «возвращения» осознает каждый из них, и спектакль в этом смысле — спасательный круг.

Ветеран «новой драмы» Руслан Маликов на пару с драматургом Мариной Крапивиной расставляют акценты, выстраивают ритм, не более. Семеро героев делят пространство с семью манекенами, своего рода идеальными образами человека, вглядываются в них. В придуманной художницей Катей Джагаровой флуоресцентной среде все светится ядовитым зеленым и оранжевым, такой кислотный футуризм 90-х. Но это, равно как и псевдообыкновенные костюмы Петлюры, существенной роли не играет — главное, не вмешивается в происходящее.

Суть же всего этого становится особенно очевидна в самом финале, на поклонах, — присутствие зрителя есть важнейшее средство на пути исцеления отважившихся на публичность людей. Спектакль для них — часть реабилитации, проходящей в Центре здоровой молодежи. И осознание важности собственного перед ними присутствия порождает несравнимые с художественными переживания — я, например, видел двух-трех тихо рыдающих человек, оставшихся сидеть в зале после спектакля.

При этом вечного разговора о конфликте «социально полезного» и «художественно полноценного» здесь вообще не возникает. Мало того что эстетически действие выверено авторами безукоризненно, так еще все семеро (здесь непременно нужно назвать имена) — Михаил Алексеев, Дмитрий Дудоров, Владимир Иванов, Вячеслав Смирнов, Наталья Терешкова, Анна Шмакова и Алексей Овсянников — экстренно овладели азами сценречи и сцендвижения, а артистическое обаяние последнего из перечисленных дает ему все шансы начать карьеру в театре и кино.

Здесь сошлось все: отточенное в «Театр.doc» мастерство вербатима, опыты представлений в больницах и класс-актов в колониях строгого режима, наработанная «Практикой» визуальная лаконичность, семинары «Новой пьесы» и лекции ЦИМа по социальному театру — все это шаг за шагом дало еще один, буквально осязаемый результат. Появилась разновидность театра, приносящего реальную пользу — без всяких оговорок.