Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

«Сказку» поставил режиссер, художественный руководитель петербургского БДТ Андрей Могучий. Спектакль идет четыре часа с тремя антрактами
Питерская премьера в московском Театре наций: режиссер, худрук петербургского БДТ Андрей Могучий поставил «Сказку про последнего ангела». Хедлайнер постановки — Лия Ахеджакова. Это спектакль про 1990-е, одиночество, больницу и любовь.

Туман, по темной сцене плывет лодка с красавицей-Снегурочкой — это один из образов молодой актрисы Муси Тотибадзе. На авансцене в папахе с ружьем сидит Лия Ахеджакова. Несколько занавесов, эффектные граффити мелом, стволы берез, которые вдруг «опускаются» в антураж больницы, старый автомобиль мчит в Минск по какой-то бесконечной, проецируемой на декорации дороге.

Диковинные существа органично вписываются в пространство этой, на первый взгляд, бытовой истории, которую Андрей Могучий решил рассказать именно в Москве — это его второй спектакль в Театре наций.

Лия Ахеджакова — единственная из главных героев, кто реально во взрослом возрасте жил в девяностые. Тут она будто рассказывает сказку об этой эпохе. Эта история «стреляет» в наше время, считает Лия Меджидовна.


«Пока я сижу на сцене и ничего не говорю, а за моей спиной проходят эти картины того, что мы переживали, некоторые сейчас иначе воспринимаются, чем тогда. И страшные, и прекрасные. И эти мальчишки, эти ангелы, последние ангелы, которые бегут из этой психушки. Светлые, потрясающие люди. Смешные, странные. Многие тексты были привлечены — это всегда делает могучими произведения Романа Михайлова. Он, вообще-то, математик. Когда прочла этот рассказ, была поражена, что математик такой потрясающий писатель. Но там еще и привлечены тексты Луцика и Саморядова — это выпускники ВГИКа, еще моего поколения, которые очень рано ушли из жизни. После них осталось несколько фильмов. Эта полифония, когда все сценическое пространство кричит, исповедуется, я бы так сказала. Очень исповедальный спектакль. Мне давно не доводилось такое произносить на сцене».


По сюжету где-то недалеко от Минска в начале девяностых живет главный герой Андрей. Он появляется из гигантского яйца. Андрей — большой ребенок, который почему-то ничего не знает о жизни. Усилиями черных риелторов он оказывается без дома, попадает в психбольницу.


Андрей постоянно выступает в двух ипостасях — и автор, и действующее лицо. Поэтому два брата — Павел и Данила Рассомахины — меняются ролями: один переживает, другой смотрит со стороны.

— Это человек реальный, с непростым прошлым, с трудом идущий на контакт, и вообще у него нет смысла и цели, пока не появляются друзья.

— Человек одинокий, но имеющий при этом мечту. Любовь — это главная его мечта. Вот это удивительно, когда в его обстоятельствах все, что можно выжечь, наверное, всю любовь, жизнерадостность, но тем не менее это живет, и это очень интересная отсылка к каждому из нас.

— Когда появляются друзья, они эту память стараются претворить, как мечту, в жизнь.

— Наш персонаж — часть, составляющая эту тройку, как единый организм, три товарища по несчастью.

— Если Леусь — вера, Игнат — надежда, то мы —любовь. Андрей — любовь. Нам изнутри так чувствуется.

Персонаж Муси Тотибадзе — возлюбленная Андрея. Сама актриса называет ее совершенно обыкновенной девушкой, которая сильно любима. Вряд ли это какой-то конкретный персонаж из 1990-х, говорит Муся Тотибадзе.


«Я очень хотела поработать с Могучим, и тут скорее какое-то чудесное стечение обстоятельств. Бесконечно очарована этим режиссером и человеком. Мне так кажется, что в этом спектакле каждый найдет для себя какой-то важный момент. Я там очень про любовь. Я чуть с ума не сошла вообще, когда прочитала инсценировку. Ювелирно сделано».

«Сказка про последнего ангела» идет четыре часа с тремя антрактами, но два из трех антрактов, если можно так сказать, условные. Первый длится всего три минуты, а во время последнего из зала уйти невозможно: один из актеров произносит пронзительный монолог. И повернуться к одному из ангелов спиной как-то неловко.