Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

В руках у каждого зрителя бумажная маска Шекспира и наушники. Однако о зрителях говорить трудно, так как «Шекспир. Лабиринт» в Театре Наций превращает каждого участника спектакля-путешествия в Шекспира. Пространство театра становится сценой, где за каждым углом вас может поджидать лужа крови, а герои шекспировских пьес живут своей собственной жизнью.


Начинается маршрут в фойе малой сцены. Шекспир (Никита Федун), осваивает профессию диджея, а зрители могут ознакомиться с экспонатами выставки от Музея современного искусства. Например, выпить яду и полюбоваться образцами крови разных героев Шекспира (авторы проекта — группа «ЕлиКука»). Менее кровожадные залезали в придуманную Ириной Кориной голову Великого Барда, отчего та приходила в движение и начинала раскачиваться. Однако скучать в фойе никому не пришлось, так как очень скоро появились юноши и девушки и повели всех по лабиринтам театра. Общение происходило при помощи маленьких табличек, на которых краткие надписи пояснили, что нужно делать в данный момент.
После первой выставки ожидала вторая со скромным названием «От рождения к вечности». Художница Галина Солодовникова попыталась вдоль лестницы разместить как можно больше необычных экспонатов, которые могли бы нас познакомить с жизнью и творчеством Шекспира. Масштабный проект театра приурочен как раз к его 450-летию, так что лишний раз вспомнить историю не вредно. При этом правду от вымысла отличить не всегда легко. Родился 23 апреля 1564 года? 84 кандидата в Шекспиры? Если даже эти моменты ясны не до конца, то, может быть, не так далека от истины табличка о том, что за свою жизнь Великий Бард исписал 1230 перьев от 61,5 гуся. А чтобы никто не запутался в череде фактов, голоса из наушников — Сергея Чонишвили и Виктора Вержбицкого — сопровождали участников на протяжении всего спектакля-путешествия, давая краткие веселые пояснения различным событиям биографии, в том числе и посмертной.

После выставок начиналась самая интересная часть маршрута, ради которой проект и задумывался. В рамках празднования юбилея Великого Барда худрук Театра Наций Евгений Миронов и театральный критик Роман Должанский решили дать молодым режиссерам площадку театра для того, чтобы каждый из них мог рассказать о своем Шекспире. В итоге получилось 8 мини-спектаклей разных как по смыслу, так и по форме.


Liquid Theatre выбрал для себя речь Ивана Тургенева, написанную к 300-летию Барда, и сделал из нее настоящую политическую акцию. По стенам фотографии митингующих людей, перед зрителями — трибуна. «Мы, русские, празднуем память Шекспира, и мы имеем право ее праздновать», — это только краткий фрагмент речи, который можно отлично скандировать, иногда опуская часть слов, делая акцент лишь на том, что «мы — русские» и «мы имеем право».


Однако театр должен быть «театром добра», поэтому следующий эпизод, поставленный главным режиссером проекта Филиппом Григорьяном, как раз об этом. Сначала зрители становятся свидетелями ссоры певицы с художницей по гриму, но это только изнанка искусства, которую мы увидели случайно. На фоне проекций котиков и цветочков певица в белом платье в окружении огромных бумажных роз будет петь нежным голосом арию Офелии из оперы французского композитора Шарля Тома. А чтобы у зрителей не было сомнения в том, что это «театр добра», по первому ряду в корзинке пронесут двух живых котят с голубыми атласными ленточками на шее. Мягкая шерсть котят, ангельский голос и полное отсутствие насилия и боли — вот оно светлое театральное будущее.


Увы, Шекспир, сам же и не вписывается в эти узкие рамки. Ведь в одной только его трагедии «Тит Андроник» четырнадцать убийств, тридцать четыре трупа, три отрубленные руки и один отрезанный язык. Неудивительно, что режиссер Вячеслав Игнатов (театр «Трикстер») решил разыграть эту пьесу в театральном буфете. Здесь на выбор есть и ноги, и руки, политые кровью (то есть томатным соком). А пока кукла Критик будет обвинять Шекспира в предательстве «возвышенных и добрых интересов», кукла Шекспира будет делать начинку для пирога с человечинкой. Общим распитием томатного сока и поеданием пирожков с мясом — лучше не думать, с каким — эпизод и закончится.

Еще более радикальное воплощение получила сцена «Макбета», поставленная Тимофеем Кулябиным для Елены Морозовой. Леди Макбет в роскошном платье как в смирительной рубашке будет пытаться отмыть свои руки от крови. Вот только отрезанные руки лежат на полу. Ногами, ртом она будет снова и снова пытаться донести их до раковины, испытывая при этом самое настоящее физическое отвращение. «Но кто бы мог думать, что в старике окажется столько крови!», — а крови действительно будет много, она будет бежать по маленьким прозрачным трубкам, которые протянутся от гардероба и вверх по лестницам театрам. Ад внутреннего мира Леди Макбет нашел свое внешнее выражение.


Дмитрий Волкострелов выбрал для себя Фортинбраса из «Гамлета», но не шекспировского, а из стихотворения Варлама Шаламова и сделал из этого эпизода спектакль-инсталляцию. Хореографическую версию «Гамлета» представила компания Dialogue Dance. В финале зрителей ждала «Буря» от Юрия Квятковского. В Большом зале люстра, говорившая голосом Лии Ахеджаковой, вспоминала свою молодость и «Бурю» Николая Синельникова, которую в 1901 году можно было увидеть в Театре Корша — здание нынешнего Театра Наций. Сцену наполняли клубы дыма, а лучи света вместе с долей воображения удачно превращались в Просперо и Калибана. Спектакль-путешествие превратился в спектакль-сновидение, только просыпаться никому уже не хотелось. Ведь маска Шекспира оказалось весьма по душе, а свои творческие способности каждый смог попробовать в «Редколлегии» Квятковского. «Вы — анонимные Шекспиры», — убеждали каждого, и общими усилиями все пытались придумать новую пьесу. Вот только очень быстро зажегся яркий свет внутри зеркального стола и Великий Бард начал ворочаться в гробу. Коллективный опус зрителей не вызывал восторга у автора, в отличие от спектакля-путешествия. Его Шекспир, пожалуй, все-таки бы одобрил.