Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39
Зловещая долина

 Rimini Protokoll (Stefan Kaegi), Thomas Melle, Импресарио представляют:

U N C A N N Y   V A L L E Y  /  З Л О В Е Щ А Я   Д О Л И Н А


Откуда в вас столько уверенности, когда вы выбираете «я не робот», если компьютер просит вас об этом? Разве у вас никогда не возникало сложности распознать картинки или буквы в CAPTCHA?


На сцене сидит немецкий писатель Томас Мелле, рядом — стакан с водой, писатель выступает с докладом о проблемах эмоциональной неустойчивости. Его внешность, одежда, мимика, жесты, голос — всё принадлежит Мелле. Но это вовсе не Мелле. На затылке этого существа зияет дыра, из неё торчат провода и накопители информации, 32 серводвигателя управляют его движениями, каждый жест сопровождается механическим жужжанием. Внезапно он поворачивает правую ногу на 360°. На сцене театра — андроид, гуманоид, аватар, робот-двойник писателя Томаса Мелле. В то время как роботов задействуют в уходе за пожилыми людьми, регистрируют высокую безопасность дорожного движения с робо-водителями и предвкушают возможности совершенного секса с андройдами, режиссёр Штефан Кэги (Rimini Protokoll) создает моноспектакль с роботом в главной роли.

«Вернее всего было бы назвать его реквизитом. Но с другой стороны — это новый член труппы. Ведь именно он совершенно один весь вечер будет существовать на сцене, создавая спектакль», — 
Штэфан Кэги.


С одной стороны — внешнее сходство андроидов с человеком упрощает восприятие машин. С другой — вызывает недоверие и дискомфорт, отторжение или даже страх. Японские разработчики называют этот эффект восприятия «зловещей долиной».
Для создания спектакля Кэги впервые приглашает автора и сценариста — Томаса Мелле. В 2016 году он выпустил роман «Мир за спиной», в котором описал свою жизнь с биполярным расстройством, свойственные болезни потери контроля и литературное творчество как метод преодоления. Драматург разрешил режиссеру создать свою копию. 
В спектакле Кэги использует жизни Мелле и одного из первых исследователей искусственного интеллекта Алана Тьюринга, документальные видео и саму ситуацию, когда вместо автора на сцене выступает гуманоид, чтобы выяснить: 
— что делает человека человеком; 
— отличают ли человека от андроида его ошибки и может ли ошибаться робот; 
— что чувствует оригинал, когда копия берет инициативу в свои руки; 
— может ли человек лучше узнать себя через призму робота-двойника; 
— существует ли конкуренция между оригиналом и копией или они помогают друг другу;
— насколько просто запрограммировать нас самих и насколько человекоподобными следует создавать наши андроиды?

«Мне интересно задать вопрос: способны ли мы сопереживать машине? К тому же, мне кажется, что легче поверить предмету, который изображает человека, нежели живому актёру, который перевоплощается в героя, которым не является», — Кэги.

Пока мы смотрим спектакль, режиссер исследует, как искусственное существо воздействует на людей: становится ли им (то есть нам) не по себе или мы забываем, что герой ненастоящий.

________________________________________

Постановка: Штефан Кэги (Rimini Protokoll, DE)
Текст, тело, голос: Томас Мелле

Оригинальное название: Unheimliches Tal / Uncanny Valley
Продюсер российской премьеры: Фёдор Елютин и компания «Импресарио»
При поддержке Нового Пространства Театра Наций

Продакшн: Münchner Kammerspiele
В копродукциии: Temporada Alta (Girona), Berliner Festspiele - Immersion, Feodor Elutine (Moscow), SPRING Performing Arts Festival (Utrecht), FOG Triennale Milano Performing Arts (Milan), Donaufestival (Krems).

Команда создателей:

Дизайн костюма: Томми Опац
Сценография: Ева-Мария Баер
Драматургия: Мартин Вальдес-Штаубер
Видео дизайн: Микко Гестель
Музыка: Николас Нэке
Оборудование: Эви Бауэр
Аниматроника: Chiscreatures Filmeffects GmbH
Производство и создание силиконовой головы / Окрашивание, волосы: Томми Опац
Проект головы робота и создание куклы: Крис Кунцман
Конструирование робота: Андрес Матьят
Программное обеспечение робота: Штефано Трамбусти
Ассистент по созданию робота: Джонатан Норманн
Контроль системы робота и программного обеспечения: Даниель Штибер
Поддержка электронной системы: Хендрик Доннер
Создание трехмерной модели, чистка и ассистирование 3D принтера: Дела Кунцманн

Премьера: 4 апреля 2019 г. 18+