Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

Это спектакль о токсичных отношениях, поставленный по пьесе Толстого и его дневникам. Чем он похож на сеанс психоанализа и кому может быть полезен?

На Малой сцене Театра наций представили спектакль по незавершенной пьесе Льва Толстого «Живой труп». Автор постановки — номинант «Золотой маски» Данил Чащин.

Перед спектаклем в зале слышен тихий скрежет, на сцену спроецирована надпись белым мелом «Живой Т.». В названии зашифрованы и фамилия писателя, и название пьесы. В произведении Толстой дал главному герою право на побег из семьи, на который сам решился спустя десять лет. В пьесе задействованы дневниковые записи писателя и его жены.

Начало напоминает стендап Дмитрия Лысенкова, он одновременно играет и самого Толстого, и героя драмы Федора Протасова. Затем на сцене появляется собственно живой труп — пугающий, преследующий других персонажей. Актер, его играющий, выступает в жанре пантомимы. Вот что о своем видении этой истории рассказывает режиссер Данил Чащин:

— Как отношения истончаются, как этот труп постепенно появляется в отношениях, когда мы даже, может, не заметили, а уже что-то не так, уже вот закопать его крайне сложно. И спектакль про то, что эта вот бомба смерти замедленного действия, она как-то заминируется и надо вовремя ее обнаружить — не всегда у нас это получается. Когда мы ее уже можем увидеть, уже может все сдетонировать и взорваться в какой-то момент и все сгореть.

— Почему именно в Театр наций решили с этим материалом прийти? Здесь сейчас активно чествуют Достоевского, а тут Толстой.

— Скажу по секрету, это не первый театр, где я должен был поставить эту пьесу. Была проблема в том, что не так-то просто найти Протасова — главного героя: не во всех театрах и труппах он есть. А Театр наций в этом смысле уникальное место, тут можно любого артиста привести, потому что тут нет труппы. Появился так Дима Лысенков.

На актерах современная одежда, они посыпают друг друга блестками, имитируя праздник, танцуют под модную сегодня музыку, ходят в спортзал. При этом говорят фразами из XIX века, которые звучат все так же актуально. Спектакль моментами напоминает поход к психологу, когда супруги — каждый на своем сеансе — делятся видением происходящего в отношениях. Актеры признаются: для многих из них эта постановка оказалась терапевтической — помогает понять близких. Первые зрители тоже отмечают этот эффект. Рекомендовать можно практически любому, считает редактор раздела «Театр» портала «Ваш досуг» Юлия Кармазина:

Юлия Кармазинаредактор раздела «Театр» портала «Ваш досуг»: «Тексты Толстого, особенно эта пьеса и «Крейцерова соната», продиктованы во многом уже личной же точкой зрения, его жизнью, и многие режиссеры, обращаясь к этому материалу, обращаются к воспоминаниям, связанным непосредственно с Толстым и его семьей. По-моему, это играет на руку спектаклю и делает его еще глубже и интереснее. Спектакль дает, конечно, удивительный эффект, когда ты видишь историю в обратном порядке и понимаешь, как их невозможно избежать, этих ошибок, либо как легко их можно было избежать».

Чтобы лучше прочувствовать атмосферу в семье Толстых, создатели спектакля прошли путь от Ясной Поляны до станции Астапово, где писатель провел последнюю неделю жизни. А кое-кто из актеров по заданию режиссера даже завел аккаунты в Instagram для своих героев, чтобы лучше их понять. Премьерные показы — в эти выходные, в следующий раз посмотреть спектакль можно будет через месяц — 10 и 11 мая. Его играют на Малой сцене. На сайте Театра наций можно сделать предзаказ билетов.