Top.Mail.Ru
Касса  +7 (495) 629 37 39

Малая сцена театра Наций — на мой взгляд, лучшая театральная площадка Москвы на данный момент. Поэтому, когда я шел на премьеру японского режиссера по пьесе японского писателя, то был уверен, что меня ждет что-то невероятное.

Так оно и вышло. Но при этом "Друзья" – наверное,  самый жуткий и страшный спектакль сезона. С большим отрывом. Хард Хоррор это не зомби и вампиры с вурдалаками. Хард Хоррор — это то, что показано в этом спектакле.

Японская пьеса написана в стиле европейской драматургии абсурда и рассказывает о том, как в квартиру преуспевающего молодого человека наглым образом врывается семья из восьми человек. Они начинают называть себя друзьями и заявляют, что пришли к хозяину ради того, чтобы избавить его от одиночества, хотя он об этом и не просил.

Полиция не предпринимает ничего. "Друзья" же позволяют себе жестко и бесцеремонно врываться в личное пространство юноши, разрушая буквально все, вплоть до отношений с любимой девушкой. И все это они делают с улыбками, с лозунгами дружбы и с приговоркой "мы хотим как лучше"...

Первое действие похоже на выступление тоталитарной секты. Второе — бесконечный поток лукавства, наглой лжи и жестокости, приводящей главного героя к гибели.

Жестко, цинично, но честно. Давящая мрачная музыка, аскетичная атмосфера еще больше способствуют нагнетанию обстановки и выводам о безысходности.

Зритель может сам решать, кого же имели в виду автор или режиссер, изображая "друзей". Ассоциаций действительно возникает много, и каждый будет прав по своему. Но суть не меняется — обычный человек беззащитен перед жестким прессингом, и выхода у него никакого нет, кроме как поскорее помереть. А "Друзья", как саранча, будут искать себе новую жертву.

Для реализации проекта режиссер не стал брать звезд, да они и не нужны. Актерский ансамбль получился мощным, и это именно ансамбль. У зрителя складывается такое ощущение, что перед нами действительно самая настоящая семья. Настолько четко и слаженно все происходит на сцене, при этом у каждого ярко выраженный хорошо знакомый нам характер. Японцы действительно умеют давить на эмоции как впрямую, так и на подсознательном уровне. В итоге равнодушных в зале не осталось. Показатель хорошего спектакля — когда сразу после его окончания зрители начинают обсуждать действие. Каждый по-своему. Так оно и было.

Конечно, я рекомендую посмотреть этот спектакль абсолютно всем. Но учитывайте то, что будет тяжело, мрачно, безысходно. 

"Тяжелый, но необходимый урок" – так называлась одна из программных статей Ленина. Это же название можно смело поставить в качестве девиза спектакля "Друзья". Да, тяжело осознавать свою беззащитность, но надо. Предупреждён, значит — вооружён!