Касса  +7 (495) 629 37 39
На смену шукшинским „чудикам” пришли кровавые „нацболы”. В Берлине в рамках фестиваля “F. I. N. D.” и при поддержке министерства культуры России прошла программа фестиваля TERRITORIЯ. Два ее гвоздя — „Рассказы Шукшина” Театра наций и „Отморозки”, спектакль по прозе Захара Прилепина, поставленный Кириллом Серебренниковым с курсом его студентов.

Немецкая „TERRITORIЯ”

Фестиваль современного искусства TERRITORIЯ, затеянный в 2006 году Кириллом Серебренниковым, Евгением Мироновым, Теодором Курентзисом, Чулпан Хаматовой и другими в какой-то мере можно назвать русской версией фестиваля “F. I. N. D.”. Худрук берлинского „Шаубюне” Томас Остермайер придумал свой “Festival of International New Drama” еще в 2000 году. Так что наша TERRITORIЯ на пять лет моложе. Принципы у фестивалей сходные — вести театральный диалог приглашают молодых режиссеров и артистов, а также будущих режиссеров и артистов. В данном случае — студентов театральных школ Бордо, Страсбурга, Берлина и студентов курса Кирилла Серебренникова при Школе-студии МХАТ.

„TERRITORIЯ в Берлине” длилась три дня. „Рассказы Шукшина” и „Отморозки” шли параллельно, два дня подряд. Небольшие залы „Шаубюне” не могли за одни вечер вместить всех желающих. Вечером, после спектакля, и артисты, и публика отплясывали под песни российской группы „Серебряная свадьба”. Третий день был посвящен читкам: молодая немецкая постановщица Андреа Мозес и актеры „Шаубюне” представили две новых российских пьесы: „Экспонаты” Вячеслава Дурненкова и „Убийцу” Александра Молчанова.

Что было и что стало

„Рассказы Шукшина”, поставленные Алвисом Херманисом еще в 2008 году, не только не утратили премьерного блеска, но стали куда динамичнее и острее. Сегодня это почти балет, в котором Евгений Миронов пропевает и протанцовывает роли шукшинских „чудиков” с хореографической точностью. Русско-немецкая публика живо откликалась на каждую шутку, а к финалу (рассказ „Степка”, в котором Чулпан Хаматова пронзительно играет немую деревенскую дурочку) стала тревожно шуршать, нащупывая в карманах бумажные платки. Настоящую волю чувствам зал дал на поклонах: поднялся такой вой и топот, будто публика и впрямь готова была разнести зал в щепки, если Миронов и компания не покажутся еще раз.

Если „Рассказы Шукшина” — это та Россия, в которой жилось несладко, но случались, как говаривал шукшинский Серый, и праздники, то персонажи „Отморозков” живут в беспросветной и безнадежной мгле. Пэтэушного вида пацанва размахивает мятым пионерским знаменем, круша все вокруг и скандируя „Хочешь есть — убей буржуя!”, „Президента — топить в Волге!” и т.п.